0
1179
Газета Политика Интернет-версия

31.03.2000 00:00:00

"Спящую красавицу пора будить"

Юрий Тавровский

Об авторе: Юрий Вадимович Тавровский - председатель редакционной коллегии журнала "Дипломат".


ПОРА задуматься о воссоздании системы воздействия на облик России в мировом общественном мнении. Ведь массированные антироссийские кампании последнего времени обходятся нам очень дорого, а могут и вовсе пополнить Москвой число мировых неприкасаемых. Примеров здесь, видимо, приводить не надо.

В 80-90-е годы, когда CCCP вел холодную войну сразу на двух фронтах - с Западом и с Китаем, - сложилась разветвленная и довольно эффективная система внешнеполитической пропаганды. Из опытных журналистов-международников в ЦК КПСС собрали Отдел внешнеполитической информации. Там анализировали деятельность "идеологических противников", разрабатывали и координировали планы различных информационных кампаний. Реализацией этих планов под руководством "инстанции" занималось сразу несколько ведомств. Они известны: ТАСС, АПН, иновещание, издательства, целая серия журналов, другие ведомства и организации, находившиеся, естественно, на бюджетном содержании.

Уместно напомнить, что не менее сложные и дорогостоящие структуры содержали все другие великие державы, немало потрудившиеся над разложением советского общества изнутри. Кстати, они и сейчас их содержат.

Американцы под влиянием эйфории от победы в холодной войне упразднили Информационную службу США (USIS), слив ее с госдепартаментом. Но в аппарате пресс-атташе посольства США, как и прежде, можно получить массу литературы о США, свежие видеофильмы и даже профессиональные видеокассеты для бесплатного использования нашими центральными и региональными телестанциями. Уменьшен бюджет Радио "Свобода", одно время экономные конгрессмены и вовсе хотели лишить его средств. Но, несмотря на неопределенность с собственным будущим, "свободники" открыли бюро в центре Москвы и даже получили возможность транслировать свои передачи на волнах российских радиостанций. По инерции продолжает свою не слишком эффективную деятельность также финансируемый конгрессом, но не имеющий истории связей с ЦРУ "Голос Америки". Все более активно действует в последние годы Совет по международным делам, поразительно напоминающий бывшее Агентство печати "Новости" своей структурой и формами работы с заезжими иностранцами: издание литературы, организация поездок по стране, встреч с общественностью...

За время затишья после конца советско-американской идеологической дуэли появились новые, более тонкие средства воздействия на российскую общественность и в первую очередь на политикоформирующую элиту. Это Фонд Карнеги, Фонд Макартуров, Международный республиканский институт (МРИ) и Национальный демократический институт (НДИ), Национальный институт печати, Фонд защиты гласности и прочая, прочая... Они выделяют гранты нашим обнищавшим интеллектуалам, устраивают интересные поездки в Штаты, проводят симпозиумы, "круглые столы", публикуют всевозможные доклады и бюллетени. За счет этой не слишком разорительной деятельности одним камнем поражаются сразу две птицы - ведется тщательный мониторинг настроений российской элиты и одновременно в ее интеллектуальный оборот вводятся необходимые клише, которые затем попадают в наши СМИ и через них воздействуют уже на всю нацию. По существу, в России создано американское идеологическое лобби.

У Германии внешнепропагандистская работа в России устроена иначе и осуществляется менее напористо. "Чистой" культурой занимается аналог нашего Института русского языка имени Пушкина - Немецкий культурный центр имени Гете. Сбором и сбытом политической информации ведают "штифтунги" - фонды Аденауэра, Эберта и другие, являющиеся по существу международными отделами представленных в бундестаге фракций, а потому финансируемые из госбюджета. Эти фонды давно установили и поддерживают тесные связи с нашими партиями, органами законодательной, исполнительной и судебной власти, с социологическими службами и правозащитными организациями, а также и с отдельными личностями. Чисто информационные задачи решают в меру своих сил радио "Дойче велле", журнал "Дойчланд" и другие издания.

Японцы избегают прямой политической работы: радио Японии на русском языке вещает лишь несколько часов в сутки. Глянцевый журнал "Ниппониа" рассказывает о проблемах экологии, молодежи, знакомит со старинными городами, блюдами японской кухни и поп-звездами, но никогда не трогает политику. Все внимание и немалые ресурсы концентрируются на пропаганде достижений культуры Страны восходящего солнца. В московском посольстве Японии, например, весьма профессионально действует Информационный отдел. Чтобы облегчить доступ российским гражданам, он размещен в здании Государственной библиотеки иностранной литературы (соседствуя с Британским советом и представительством Би-би-си). Книги, журналы и свежие газеты, видеокассеты и "живые" программы японского телевидения - это внушительная, но только надводная часть айсберга. Основная работа проводится в рамках ставших ежегодными Фестивалей японской культуры.

Нетрудно догадаться, что столь масштабная и систематическая работа требует серьезных затрат. Необходимые средства предоставляются в основном Японским фондом (Japan Foundation). Эта неправительственная организация финансируется японскими корпорациями и лишь в незначительной степени Министерством иностранных дел Японии. По крайней мере, так описываются источники доходов в изящных буклетах Фонда.

Нечто подобное Японскому фонду пригодилось бы и нам. Не только "олигархи", но и другие крупные российские предприниматели и даже государственные корпорации уже создали различные фонды и благотворительные организации, с успехом устраивающие за рубежом выставки, спонсирующие гастроли и так далее. Объединение этих усилий, да еще при условии предоставления налоговых льгот, могло бы сконцентрировать солидные средства на проведение серьезных и долгосрочных информационных проектов. Эти проекты учитывали бы как общегосударственные интересы, так и потребности учредителей фонда в тех или иных важных для них государствах мира.

Необходимо по-новому взглянуть и на то, что осталось от государственной внешнепропагандистской системы. Захирел, но все-таки выжил ИТАР-ТАСС, признаки жизни подают не прихватизированные до конца остатки РИА "Новости", ужалось до минимума, но все еще по инерции вещает на иностранных языках радио "Москва", чудом уцелел Росзарубежцентр (бывший ССОД) и Институт русского языка имени А.С. Пушкина. Остались серьезные заделы в телевидении (система всемирного спутникового вещания "Москва-глобальная"), к ним может присоединиться при определенных условиях принадлежащая НТВ система вещания через спутник "Бонум". За минувшие десять лет возникли и такие новые информационные структуры, как Интерфакс, Росбизнесконсалтинг (РБК), мощная информационная сеть всевозможных сайтов в российском Интернете. Немалый потенциал накопили ведущие российские газеты, создавшие собственные сайты ("Независимая газета", "Известия" и другие). Создание с их помощью мощного сервера "Россия" на основных мировых языках могло бы быстро восполнить создавшийся за годы после распада СССР информационный вакуум, предотвратить многие кампании дезинформации.

В рамках предложенной Владимиром Путиным "всероссийской инвентаризации" госимущества наверняка можно обнаружить много другого информационного добра. Но крайне важно с самого начала определить ответственного за его розыск, хранение, приумножение и рачительное использование. Это может быть как одна из имеющихся госструктур (Госкомпечати, МИД, Совет безопасности, администрация президента), так и некая новая, специально созданная для информационного обеспечения внешнеполитических (и обязательно внешнеэкономических) интересов России. Такая структура, получая определенное финансирование из госбюджета, привлекала бы корпоративные и частные средства через Российский фонд, координировала бы разработки аналитических центров силовых министерств и ведомств, академических институтов и серьезных общественных организаций типа Совета по внешней и оборонной политике (СВОП).

Можно было бы подумать и о создании связанных с фракциями Государственной Думы внешнеполитических центров (фондов, институтов на американский и германский манер). Можно и нужно сделать еще много полезного и нужного. "Спящую красавицу" внешнеполитической пропаганды пора будить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1337
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3221
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2318
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1853

Другие новости