ПОРА задуматься о воссоздании системы воздействия на облик России в мировом общественном мнении. Ведь массированные антироссийские кампании последнего времени обходятся нам очень дорого, а могут и вовсе пополнить Москвой число мировых неприкасаемых. Примеров здесь, видимо, приводить не надо.
В 80-90-е годы, когда CCCP вел холодную войну сразу на двух фронтах - с Западом и с Китаем, - сложилась разветвленная и довольно эффективная система внешнеполитической пропаганды. Из опытных журналистов-международников в ЦК КПСС собрали Отдел внешнеполитической информации. Там анализировали деятельность "идеологических противников", разрабатывали и координировали планы различных информационных кампаний. Реализацией этих планов под руководством "инстанции" занималось сразу несколько ведомств. Они известны: ТАСС, АПН, иновещание, издательства, целая серия журналов, другие ведомства и организации, находившиеся, естественно, на бюджетном содержании.
Уместно напомнить, что не менее сложные и дорогостоящие структуры содержали все другие великие державы, немало потрудившиеся над разложением советского общества изнутри. Кстати, они и сейчас их содержат.
Американцы под влиянием эйфории от победы в холодной войне упразднили Информационную службу США (USIS), слив ее с госдепартаментом. Но в аппарате пресс-атташе посольства США, как и прежде, можно получить массу литературы о США, свежие видеофильмы и даже профессиональные видеокассеты для бесплатного использования нашими центральными и региональными телестанциями. Уменьшен бюджет Радио "Свобода", одно время экономные конгрессмены и вовсе хотели лишить его средств. Но, несмотря на неопределенность с собственным будущим, "свободники" открыли бюро в центре Москвы и даже получили возможность транслировать свои передачи на волнах российских радиостанций. По инерции продолжает свою не слишком эффективную деятельность также финансируемый конгрессом, но не имеющий истории связей с ЦРУ "Голос Америки". Все более активно действует в последние годы Совет по международным делам, поразительно напоминающий бывшее Агентство печати "Новости" своей структурой и формами работы с заезжими иностранцами: издание литературы, организация поездок по стране, встреч с общественностью...
За время затишья после конца советско-американской идеологической дуэли появились новые, более тонкие средства воздействия на российскую общественность и в первую очередь на политикоформирующую элиту. Это Фонд Карнеги, Фонд Макартуров, Международный республиканский институт (МРИ) и Национальный демократический институт (НДИ), Национальный институт печати, Фонд защиты гласности и прочая, прочая... Они выделяют гранты нашим обнищавшим интеллектуалам, устраивают интересные поездки в Штаты, проводят симпозиумы, "круглые столы", публикуют всевозможные доклады и бюллетени. За счет этой не слишком разорительной деятельности одним камнем поражаются сразу две птицы - ведется тщательный мониторинг настроений российской элиты и одновременно в ее интеллектуальный оборот вводятся необходимые клише, которые затем попадают в наши СМИ и через них воздействуют уже на всю нацию. По существу, в России создано американское идеологическое лобби.
У Германии внешнепропагандистская работа в России устроена иначе и осуществляется менее напористо. "Чистой" культурой занимается аналог нашего Института русского языка имени Пушкина - Немецкий культурный центр имени Гете. Сбором и сбытом политической информации ведают "штифтунги" - фонды Аденауэра, Эберта и другие, являющиеся по существу международными отделами представленных в бундестаге фракций, а потому финансируемые из госбюджета. Эти фонды давно установили и поддерживают тесные связи с нашими партиями, органами законодательной, исполнительной и судебной власти, с социологическими службами и правозащитными организациями, а также и с отдельными личностями. Чисто информационные задачи решают в меру своих сил радио "Дойче велле", журнал "Дойчланд" и другие издания.
Японцы избегают прямой политической работы: радио Японии на русском языке вещает лишь несколько часов в сутки. Глянцевый журнал "Ниппониа" рассказывает о проблемах экологии, молодежи, знакомит со старинными городами, блюдами японской кухни и поп-звездами, но никогда не трогает политику. Все внимание и немалые ресурсы концентрируются на пропаганде достижений культуры Страны восходящего солнца. В московском посольстве Японии, например, весьма профессионально действует Информационный отдел. Чтобы облегчить доступ российским гражданам, он размещен в здании Государственной библиотеки иностранной литературы (соседствуя с Британским советом и представительством Би-би-си). Книги, журналы и свежие газеты, видеокассеты и "живые" программы японского телевидения - это внушительная, но только надводная часть айсберга. Основная работа проводится в рамках ставших ежегодными Фестивалей японской культуры.
Нетрудно догадаться, что столь масштабная и систематическая работа требует серьезных затрат. Необходимые средства предоставляются в основном Японским фондом (Japan Foundation). Эта неправительственная организация финансируется японскими корпорациями и лишь в незначительной степени Министерством иностранных дел Японии. По крайней мере, так описываются источники доходов в изящных буклетах Фонда.
Нечто подобное Японскому фонду пригодилось бы и нам. Не только "олигархи", но и другие крупные российские предприниматели и даже государственные корпорации уже создали различные фонды и благотворительные организации, с успехом устраивающие за рубежом выставки, спонсирующие гастроли и так далее. Объединение этих усилий, да еще при условии предоставления налоговых льгот, могло бы сконцентрировать солидные средства на проведение серьезных и долгосрочных информационных проектов. Эти проекты учитывали бы как общегосударственные интересы, так и потребности учредителей фонда в тех или иных важных для них государствах мира.
Необходимо по-новому взглянуть и на то, что осталось от государственной внешнепропагандистской системы. Захирел, но все-таки выжил ИТАР-ТАСС, признаки жизни подают не прихватизированные до конца остатки РИА "Новости", ужалось до минимума, но все еще по инерции вещает на иностранных языках радио "Москва", чудом уцелел Росзарубежцентр (бывший ССОД) и Институт русского языка имени А.С. Пушкина. Остались серьезные заделы в телевидении (система всемирного спутникового вещания "Москва-глобальная"), к ним может присоединиться при определенных условиях принадлежащая НТВ система вещания через спутник "Бонум". За минувшие десять лет возникли и такие новые информационные структуры, как Интерфакс, Росбизнесконсалтинг (РБК), мощная информационная сеть всевозможных сайтов в российском Интернете. Немалый потенциал накопили ведущие российские газеты, создавшие собственные сайты ("Независимая газета", "Известия" и другие). Создание с их помощью мощного сервера "Россия" на основных мировых языках могло бы быстро восполнить создавшийся за годы после распада СССР информационный вакуум, предотвратить многие кампании дезинформации.
В рамках предложенной Владимиром Путиным "всероссийской инвентаризации" госимущества наверняка можно обнаружить много другого информационного добра. Но крайне важно с самого начала определить ответственного за его розыск, хранение, приумножение и рачительное использование. Это может быть как одна из имеющихся госструктур (Госкомпечати, МИД, Совет безопасности, администрация президента), так и некая новая, специально созданная для информационного обеспечения внешнеполитических (и обязательно внешнеэкономических) интересов России. Такая структура, получая определенное финансирование из госбюджета, привлекала бы корпоративные и частные средства через Российский фонд, координировала бы разработки аналитических центров силовых министерств и ведомств, академических институтов и серьезных общественных организаций типа Совета по внешней и оборонной политике (СВОП).
Можно было бы подумать и о создании связанных с фракциями Государственной Думы внешнеполитических центров (фондов, институтов на американский и германский манер). Можно и нужно сделать еще много полезного и нужного. "Спящую красавицу" внешнеполитической пропаганды пора будить.