ПЕРВОЕ после выборов заседание правительства отличалось от предыдущих неспешностью, с которой министры занимали свои кресла, - начало задержалось минут на пятнадцать, а итоговый брифинг - почти на час. Вопрос о возможных после выборов перестановках и изменении структуры самого правительства на поверхности не возникал.
Политические темы кратко затронул лишь сам Владимир Путин в своем вступительном слове. Он поблагодарил членов правительства за работу во время предвыборной кампании, когда удалось сохранить нормальный режим работы и не отвлекаться на политические проблемы.
Однако позднее на эту тему скупо высказался руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак, назвавший преждевременными все прогнозы относительно кадрового состава правительства - сначала нужно принять стратегию развития страны, потом, исходя их поставленных задач, утвердить структуру нового кабинета, а уж потом речь пойдет о конкретных назначениях. Пока же был утвержден план заседаний кабинета во втором квартале 2000 года (решено сосредоточиться на подготовке бюджета 2001 года), а члены президиума правительства на своем совещании обсудили ход работы по сокращению госаппарата на 10%.
Признав, что правительство не может быть вне политики, новоизбранный президент подчеркнул, что главная цель его работы - решение социальных проблем. После таких слов органично выглядел переход к главной теме дня, которой вчера стала реформа жилищно-коммунального хозяйства. Правительство рассмотрело программу ее развития в 2001-2005 годах. О том, что намерено предпринять государство в жилищно-коммунальной сфере, журналистам рассказал председатель Госстроя России Анвар Шамузафаров. Примечательно, что на заседании правительства он говорил не только от имени своего ведомства, но и Центра стратегических разработок - последнее время стало уже традицией, что все важнейшие направления государственной политики проходят через этот влиятельный "мозговой трест". Основная философия реформы не изменилась со времен Бориса Немцова - коммунальные услуги должно оплачивать не государство через неэффективно расходуемые дотации и не крупные предприятия, для которых необходимость содержать ведомственный жилищный фонд является препятствием на пути к росту, а сами граждане. Государство же оставляет за собой обязанность оказывать адресную социальную помощь отдельным слоям населения. Сейчас такая помощь составляет лишь 1% всех государственных дотаций - планируется увеличить ее размер в 15 раз.
Что касается извечной проблемы жилья, то ее собираются решать с помощью предоставления государственных жилищных сертификатов и ипотечного кредитования. Разумеется, на это потребуются весьма значительные средства, причем уже в будущем году - 10 млрд. руб. на сертификаты, а на развитие ипотеки может быть взят большой (до 1 млрд. долл.) кредит Мирового банка.
Итак, государство хочет, чтобы граждане как можно меньше обращались к его поддержке, самостоятельно решая вопросы приобретения и содержания своего жилья. Разговоры об адресной социальной поддержке не должны обманывать - очевидно, что реализация существующего проекта реформы приведет к существенному повышению платы за жилищно-коммунальные услуги.