0
1700
Газета Политика Интернет-версия

30.03.2000 00:00:00

Договор для обуздания США

Константин Косачев

Об авторе: Константин Иосифович Косачев - заместитель председателя комитета по международным делам Госдумы, фракция ОВР.

Тэги: США, СНВ


ВОЗМОЖНО, уже в самые ближайшие дни депутатам Государственной Думы предстоит определить судьбу Договора СНВ-2 и нью-йоркских договоренностей 1997 года по противоракетной обороне (ПРО). Среди множества задач, стоящих перед Госдумой, эта проблема сейчас, пожалуй, наиболее важная. Вновь откладывать ее решение мы просто не имеем права.

Речь, безусловно, идет о вопросе, который напрямую увязан со статусом России как великой державы. Отсюда многочисленные дискуссии, отсюда такой разнобой в оценках и подходах. Достаточно вспомнить, что Договор СНВ-2 обсуждается в обществе, да и в Государственной Думе уже более семи лет.

За нашими бедами мы как-то стали забывать, что Россия обладает одним из двух наиболее крупных ядерных арсеналов, каждый из которых достаточен для многократного уничтожения всего живого на планете. Целью начатого Россией еще в 1969 году. переговорного процесса с США было ограничение и сокращение на паритетной основе накопленного ядерного оружия. Его наиболее значимым результатом и стали договоренности по СНВ-2 и ПРО.

Очевидно, что новую гонку вооружений мы вряд ли сможем выдержать даже ценой мобилизации всех и без того ограниченных ресурсов. Расходы, какими бы они ни были, потребуются нам независимо от ратификации Договора СНВ-2. России так или иначе придется утилизировать стратегические вооружения, сокращаемые по Договору или в связи с истечением сроков их эксплуатации. Но намеченные сокращения будут стоить нам значительно дешевле, чем обошлось бы поддержание СНВ на их нынешнем уровне. Экономия средств имеет место и вследствие отмены некоторых дорогостоящих программ модернизации стратегических сил.

Договор СНВ-2 дает нам возможность выйти на более низкие уровни стратегических ядерных сил (СЯС), которые в большей степени соответствовали бы возможностям государства. Одновременно этот Договор обеспечивает примерный баланс стратегических сил России и США, создает благоприятные внешние условия для приведения состава наших стратегических сил в соответствие с имеющимися у нас возможностями. По сути, ратифицируя Договор СНВ-2, мы не столько ограничиваем себя, сколько устанавливаем ограничения для США. Ведь сейчас, надо признать, возможности у Вашингтона поддерживать и даже наращивать свои стратегические силы несравнимы с нашими.

С чисто военной точки зрения Договор СНВ-2 дает нам ликвидацию целого класса новейших американских наземных межконтинентальных баллистических ракет "МХ", реальное ограничение боезарядов на тяжелых бомбардировщиках, сокращение вдвое боезарядов на американских стратегических подводных лодках, ряд других существенных количественных и качественных ограничений ядерного потенциала США.

Снижая уровни СЯС, Россия получает возможность концентрировать ограниченные средства на развитии приоритетных новейших высокотехнологичных вооружений.

Важен данный шаг и с точки зрения перспектив наших взаимоотношений с США в стратегической области. Россия заинтересована в дальнейших сокращениях американского ядерного потенциала, добиваясь при этом сохранения паритета. Вот почему так нужен Договор СНВ-3. Но новые переговоры возможны только после ратификации Договора СНВ-2. Такова реальность. Дальнейшие сокращения позволят России и США выйти на еще более низкие уровни стратегических наступательных вооружений без ущерба, скорее наоборот, с выигрышем для нашей собственной безопасности.

Договор создает условия для развития отношений доверия и сотрудничества России с Соединенными Штатами и другими государствами, в том числе в области контроля над вооружениями. Согласованные действия России и США по сокращению и ограничению СНВ укрепят позиции сторонников нераспространения ядерного оружия в мире.

С другой стороны, если Договор СНВ-2 не будет ратифицирован Госдумой, мы потеряем все эти плюсы, окажемся в незавидной ситуации. В этих условиях говорить о сопоставимости ядерных потенциалов России и США будет немыслимо по понятным причинам, прежде всего экономическим.

Кроме того, отказавшись от Договора СНВ-2, мы покажем себя как государство, неспособное выполнить свои обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия и утратим возможность противодействовать расползанию такого оружия в мире, в частности, по периферии наших южных рубежей. Нетрудно представить себе, что это означало бы для нашей страны с точки зрения нашей безопасности.

Мы осложним наши отношения с европейскими государствами, серьезно подорвем способность противодействовать расширению НАТО. Мы окажемся в целом в ситуации серьезной политической конфронтации со всем миром. В последние годы, хочу напомнить, практически все государства мира обращаются к России, в том числе в резолюциях Генассамблеи ООН, с призывом ратифицировать Договор СНВ-2. Игнорирование этого призыва было бы вызовом практически всему мировому сообществу. К нынешнему экономическому кризису добавились бы и тяжелые политические осложнения.

На сегодняшний день правительство России выполнило основные наказы депутатов в отношении СНВ-2, высказанные в ходе предыдущих слушаний. Были, например, продлены сроки сокращений по Договору, чтобы сделать его выполнение менее обременительным для России. В сентябре 1997 года с США подписан специальный Протокол о продлении сроков сокращений по Договору на пять лет, до конца 2007 года.

Удалось выполнить и еще одно важное пожелание депутатов. Подписанные в 1997 году, соглашения по ПРО направлены на обеспечение действия Договора в условиях образования независимых государств СНГ, на предотвращение обхода Договора при создании новых противоракетных систем, на укрепление его роли как основы стратегической стабильности и одного из главных условий сокращения стратегических наступательных вооружений.

Ратификация этих соглашений объективно противодействовала бы сегодняшнему негативному развитию ситуации вокруг Договора по ПРО, сковывала бы действия США по его подрыву, сталкивала бы разрушительную позицию Соединенных Штатов в отношении этого Договора с мнением мирового сообщества, включая и союзников США, поддержавшего в большинстве своем Договор по ПРО или, по меньшей мере, не выступившего против.

В Соединенных Штатах, как известно, ведутся работы по созданию национальной ПРО. На них выделяются значительные ассигнования. Пока действия американских ученых и военных не выходят за ограничения Договора по ПРО, которые прямо запрещают развертывание противоракетной обороны территории страны. Исходя из собственных заявлений о приверженности Договору по ПРО и принятым документам, США и далее должны оставаться в рамках Договора. Понятно, что если Вашингтон пойдет на подрыв Договора по ПРО, России надлежит действовать так, как того потребуют высшие государственные интересы. Правовые основания для этого у нас будут.

Между Договором СНВ-2 и указанными договоренностями по ПРО существует тесная внутренняя связь. Отсюда необходимость одновременной ратификации и того и другого.

Хотел бы обратить внимание на то, что ратификация будет также способствовать укреплению режима нераспространения ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия Россия обязалась осуществлять сокращение ядерных вооружений. Невыполнение этого обязательства, особенно в преддверии начинающейся в Нью-Йорке в конце апреля Конференции по обзору действия этого Договора, может быть использовано рядом государств как повод для создания или приобретения собственного ядерного потенциала.

Таким образом, ратификация Договора СНВ-2 и пакета договоренностей по ПРО необходима для обеспечения безопасности нашей Родины и не терпит ни малейшего отлагательства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1604
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1000
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
722
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
992

Другие новости