Рисунок Вадима Мисюка |
ВЛАДИМИР ПУТИН опять выступил в привычной для него роли - "черного ящика". По крайней мере, об этом говорит ажиотаж среди практически всех политиков, связанный с формированием будущего кабинета министров. И дело совсем не в том, что никто не может представить политику нового президента России. С этим более или менее политическая элита разобралась до выборов. Неясными остаются принципы, по которым собираются назначать тех или иных министров. Естественно, это порождает массу вариантов нового кабинета.
Проблема принципов формирования новой исполнительной власти и конкретное кадровое содержание ее волнуют прежде всего Государственную Думу, но не как орган законодательной власти в целом, а как некий коллектив людей, часть из которых, вполне возможно, скоро его покинет, чтобы превратиться в чиновников того или иного ранга. Именно поэтому вопрос о правительстве обсуждается не на заседаниях палаты, а в ее кулуарах, чему, кстати, немало способствует и активность в этом направлении корреспондентов информационных агентств и телеканалов. И Александр Жуков, и Сергей Степашин, и даже Евгений Примаков так или иначе уже "засвечены" как возможные кандидаты в правительство.
Пока только один человек на Охотном ряду попытался перевести на официальный уровень разговор о том, как будет формироваться новый кабинет и кто в нем может работать. Им стал председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев, несколько раз за последние дни заявивший о том, что новое правительство объективно должно стать коалиционным, хотя и собранным из профессионалов.
Надо отметить, что спикера в Думе пока не поддержал никто - даже его товарищи по компартии, которые продолжают делать вид, что с новым режимом они ничего общего не имели и иметь не собираются. Представители других политических сил также выразили отрицательное отношение к селезневской идее, употребив для характеристики ее сути настоящие ругательные выражения. Например, лидер СПС Сергей Кириенко назвал ее "чушью" и высказал убеждение в том, что новый кабинет и без всяких коалиций станет правительством народного доверия, потому что за Владимира Путина проголосовало более половины избирателей страны. Необходимо, впрочем, отметить, что негативное отношение различных думских фракций к предложениям Селезнева, вполне возможно, как раз и связано с тем, что в каждой из них имеются люди, которые убеждены в том, что только они и достойны приглашения на руководящие правительственные посты, а потому создания каких-то коалиций, сокращающих количество вакансий, им и не надо. Все они, кстати, говорят о необходимости обеспечить технический характер будущего кабинета.
Между тем Геннадий Селезнев, который в последнее время неплохо сотрудничал с Кремлем, именно о таком правительстве и говорит. Очевидно, что он скорее всего просто лоббирует один из тех вариантов структуры кабинета министров, которые сейчас обсуждаются в путинском окружении. По слухам, которые ходят по Думе, таковых есть несколько штук, от самых радикальных - переделки правительства на американский манер, то есть с минимальным количеством полноценных членов кабинета, - до наполнения Белого дома представителями региональных элит. На Охотном ряду ходят также слухи другого рода - о персональных переменах, которые ожидают то или иное министерство.
Например, депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов вчера коротко изложил все эти слухи, отметив, что силовые министры, кажется, сохранят свои должности, а вот в экономических ведомствах перемены будут. К примеру, в отставку могут уйти министры экономики и госимущества, тогда как глава МНС останется на своем посту. Министром финансов, как поговаривают в депутатской среде, большие шансы имеет стать Алексей Кудрин - во-первых, потому, что он из этого ведомства, а во-вторых - из Петербурга. Вообще же вариант формирования фактически полностью петербургского кабинета в депутатской среде не отвергается, более того, ему находят вполне логичное объяснение: дескать, президент должен работать с таким правительством, с членами которого у него есть хороший личный контакт. Есть ли таковой в отношениях Владимира Путина с главой МПС Николаем Аксененко, неизвестно, но о сохранении им его должности в Думе говорят как о деле вполне решенном.
Что же касается самих депутатов, то из их числа вице-премьеров и ключевых министров набирать скорее всего не будут, и большинство из них с таким подходом вполне согласно. По некоторым сведениям из проправительственных фракций, их депутаты вообще-то ждут не столько середины мая, когда после утверждения премьера будут заполняться клеточки в структуре правительства, сколько конца этого самого месяца, когда большие начальники, рассевшись по кабинетам, начнут подбирать себе команды из заместителей и руководителей подразделений.
Совет Федерации также не отстает от нижней палаты парламента. Разумеется, в кулуарах не обошлось без обсуждения нового состава правительства. Правда, гораздо сдержаннее, чем в Думе. К примеру, президент Чувашии Николай Федоров отказался назвать конкретные имена, мотивировав тем, что в правительство мог бы войти любой человек, главное, чтобы он обладал достаточными знаниями и навыками. В общем, президенту сенаторы давали полный карт-бланш на формирование кабинета министров, "лишь бы ему самому было удобно". Хотя вице-спикер СФ Владимир Платонов и губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков предположили, что в состав правительства вполне могут войти и Юрий Лужков, и Евгений Примаков, они не исключили и того, что один из них даже сможет стать его главой. Поскольку "логика жизни подсказывает, что со стороны Путина должны быть неординарные решения". Егор Строев, напротив, считает, что вряд ли кто-то из губернаторов войдет в новое правительство.
В самом правительстве сенсаций от Путина не ждут.
Готовность политиков делать прогнозы на этот счет говорит скорее не об их осведомленности, а о желании пролоббировать тех или иных людей на посты в кабинете министров.