Теперь Григорию Явлинскому предстоит "работа над ошибками". Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
С УТРА 26 марта лидер "ЯБЛОКА" был настроен оптимистически. Отвечая на вопрос журналистов, каких результатов он ждет от выборов, Григорий Явлинский заметил: "Сегодня день Святого Григория, и этим все сказано".
Однако уже к вечеру, когда стали поступать первые предварительные итоги голосования, настроение Григория Алексеевича и его команды резко изменилось. И было от чего. Данные по Сибири и Дальнему Востоку показывали, что избиратели этих регионов России отдали предпочтение Аману Тулееву, выведя на почетное третье место проверенного кемеровского губернатора, а не либерального критика власти (9% - за Тулеева, 5,1% - за Явлинского). Впрочем, впереди еще был Нижний Новгород - единственная вотчина лидера "ЯБЛОКА", где он когда-то применял на практике свои экономические рецепты, а также симпатизирующие Явлинскому Москва и Санкт-Петербург, где позиции "ЯБЛОКА" традиционно устойчивы. Но Святой Григорий и тут не помог: в Нижегородской области за него проголосовало только 4% избирателей, Питер, как и следовало ожидать, отдал свои симпатии своему земляку Владимиру Путину, и только столица посочувствовала Явлинскому, проголосовав за него почти так же, как за Геннадия Зюганова (у лидера "ЯБЛОКА" - 18,5%, у лидера коммунистов - 19,1%). В конце концов Явлинский все же смог занять почетное третье место, набрав 5,58% голосов избирателей, но эта цифра уступает даже рейтингу "ЯБЛОКА" на прошлогодних парламентских выборах, где либеральный блок получил 5,93%.
Вряд ли Григорий Явлинский ожидал столь очевидного поражения, ведь его нынешняя избирательная кампания была не только самой амбициозной и агрессивной, но и самой затратной. "Яблочные" политтехнологи и наблюдатели в один голос утверждали: на сей раз Григорий Алексеевич избрал верную тактику, которая соответствует лучшим западным образцам - минимум интеллектуальности и максимум популизма. Резким заявлениям лидера "ЯБЛОКА" нынче мог позавидовать сам Зюганов, который считается главным оппозиционером действующей власти. Возможно, западные образцы плохо приживаются на российской почве или электорат просто устал от голословных заявлений и политиканства, но результат предвыборной атаки Явлинского оказался плачевным. Там, где его хорошо знали (в частности, в Нижнем Новгороде), за него просто не голосовали, а если и соглашались с критикой нынешнего режима, то отдавали голоса лидеру коммунистов, а не "яблочнику". Даже наспех сделанные Явлинским заявления о грядущем объединении демократов и создании мощной правой коалиции, которая будет диктовать свои условия власти, повлияли только на впечатлительных москвичей, но не на всю страну. (Впрочем, не исключено, что если бы москвичи увидели очередную перепалку в прямом телеэфире Явлинского с Кириенко в ночь на 27 марта, результаты голосования могли бы быть гораздо хуже.)
Ситуация, которая сложилась после выборов президента, выглядит теперь довольно парадоксально. Видный российский политик, постоянно претендующий на федеральную власть и на серьезное влияние своей партии в масштабах всей страны, автоматически превратился в регионального партийца, чье влияние распространяется только в пределах Садового кольца. Григория Явлинского опять подвели личные амбиции. Они же могут свести на нет и само "ЯБЛОКО", если эта организация по-прежнему останется "партией вождя". Но дело даже не в самом Явлинском, который, вероятно, ждет очередного приглашения на высокий чиновничий пост и одновременно страшится этого, потому что давно забыл, как работать в команде, как заниматься конкретной работой. Скорее всего, предложение, сделанное в свое время Евгением Примаковым, было последним в карьере Явлинского-экономиста. Цель Григория Алексеевича - остаться в политике и быть заметным, но для этого нужны колоссальные усилия всего демократического лагеря, с которым лидер "ЯБЛОКА" не может договориться по принципиальным вопросам.
Для того чтобы окончательно не уйти в политическую тень и не превратить свою партию в подобие декорации, Явлинский будет вынужден резко активизироваться не только как оппозиционер, но и как главный защитник демократических свобод. Наверное, именно этого ждут от него и те 5,5% избирателей, которые проголосовали за него.