0
984
Газета Политика Интернет-версия

29.03.2000 00:00:00

Для КПРФ начинается трудное время

Тэги: Зюганов, КПРФ


ГЛАВНЫЙ оппозиционный кандидат Геннадий Зюганов 26 марта проиграл выборы главы государства исполняющему обязанности президента Владимиру Путину, что, впрочем, особой сенсацией не стало. Более или менее крупной новостью, правда, оказалось то, что г-н Зюганов не смог превзойти собственный результат, достигнутый им 16 июня 1996 года, когда он собрал в свою пользу голоса чуть более 32 процентов российских избирателей. Тем не менее и это происшествие - ухудшение зюгановских показателей - довольно легко прогнозировалось многими, анализировавшими, например, фактор Тулеева. Последний отнял у лидера КПРФ более трех процентов, то есть почти два миллиона голосов. Еще не менее полумиллиона, а значит, более половины процента избирателей забрали у главного соперника г-на Путина другие кандидаты, обступившие со всех сторон его электоральное поле - Станислав Говорухин, Алексей Подберезкин и Юрий Скуратов.

Вот во что превратилась некогда мощная коалиция народно-патриотических сил, созданная вокруг Геннадия Зюганова во время прошлых президентских выборов и непосредственно после них. Напомним, что в 1996 году руководитель КПРФ хотя и проиграл Борису Ельцину схватку за главное кресло страны, но зато стал бесспорным лидером фактически всей оппозиции правящему режиму, что его вполне устраивало. Логично было бы предположить, что такой промежуточный итог нужен ему для того, чтобы в ходе следующей кампании все-таки получить в свои руки президентские регалии. И действия народно-патриотических сил в регионах, в ряде которых они смогли провести своих людей на губернаторские посты, казалось, служили подтверждением данного прогноза. Однако г-н Зюганов и вся верхушка КПРФ в целом, как вскоре выяснилось, использовали авансы 1996-го не лучшим образом.

Избранные благодаря поддержке НПСР губернаторы весьма быстро позабыли о своем партийном долге и фактически отвернулись от КПРФ, а единый оппозиционный блок постепенно зачах - прежде всего потому, что коммунисты не захотели признавать так называемые патриотические силы равными себе, для чего, впрочем, у них были все основания. Каких-то более или менее крупных патриотических организаций в состав своих союзников КПРФ привлечь не смогла. Перед парламентскими выборами 1999 года НПСР развалился, отношения между его частями сильно ухудшились, и, таким образом, в 2000 году против Геннадия Зюганова часть его соратников выступила напрямую, а часть - поддержала Владимира Путина. Так что 26 марта лидер КПРФ не только не смог победить на выборах, но даже не сумел оставить за собой титул главного оппозиционера. "Красный пояс" из регионов Центральной России исчез, и теперь глава коммунистов - просто один из наиболее удачливых кандидатов, тем не менее все равно отставший от победителя почти в два раза.

Политика Геннадия Зюганова, поставившего практическую деятельность Компартии в зависимость от придуманного им и его окружением и внутренне противоречивого постулата о "непримиримой и конструктивной оппозиции", привела к тому, что уже некоторое время назад его ранее неоспоримое лидерство в КПРФ все больше и больше подвергалось сомнениям. Неудачное выступление на выборах скорее всего такие сомнения только усилит. Коммунистическая партия в том ее виде, в котором она сегодня существует, очевидно, существовать больше не может. Дело в том, что в ней прежней просто нет смысла: в Думе она не обладает никаким большинством, а потому изо всех сил сотрудничает с пропутинскими фракциями, а в это время в регионах ее поджимают местные популистские движения коммунистического и социалистического толка и различные губернаторские псевдопартийные образования.

Однако в ближайшее время вряд ли стоит ожидать смены руководства КПРФ, а значит, ее стратегии и тактики. Если такое произойдет, то это будет означать, что как минимум на предстоящие восемь лет Компартия на высшую власть в стране претендовать не станет. А такая ситуация, вполне возможно, через какой-то срок приведет к замене самой этой партии на другие политические организации левого толка. Очевидно, что сейчас КПРФ Зюганова будет угрожать, с одной стороны, раскол, провоцируемый властью, а с другой - расслоение на, так сказать, коммунистов мнимых и подлинных. Примером последних, например, может служить некое движение "Народных коммунистов", в которое, по некоторым сведениям, готовы перебежать отдельные местные парторганизации городского и районного уровней. Если подобное действительно произойдет, то КПРФ может сложиться как карточный домик, потому что сильные первички - это первооснова любой партии. Без них она превращается во что-то, напоминающее "Духовное наследие" Алексея Подберезкина, то есть голову без туловища.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
528
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
297
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
563
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
357

Другие новости