В УСЛОВИЯХ начала посевной кампании руководители АПК - вице-премьер Владимир Щербак и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев собрали в Доме правительства журналистов, чтобы рассказать им о ходе весенне-полевых работ и перспективах продовольственного рынка России в 2000 году. Вице-премьер подчеркнул, что прошлый год сельское хозяйство закончило с прибылью в 6 млрд. руб. (для сравнения: 1998 год принес 29 млрд. руб. убытков). Тенденции к росту сохраняются и в новом году - за два месяца перерабатывающая промышленность дала увеличение натуральных объемов производства на 8,5%. Улучшилось и положение с минеральными удобрениями - их подготовлено почти в два раза больше, чем в прошлом году.
Пока работа по обеспечению весенних полевых работ ведется в режиме традиционной "битвы за урожай". Принято специальное постановление правительства, с 1 февраля в Минсельхозпроде работает межведомственный штаб, который координирует работу по материально-техническому обеспечению посевной. По расчетам правительства, в этом году валовой сбор зерна составит 75-80 млн. тонн (реальный сбор будет меньше - примерно 69-73 млн. тонн., так как после обработки вес зерна уменьшается на 8%), что намного больше прошлогодних результатов - 54,7 млн. тонн.
Основанием для столь оптимистичного прогноза служат, видимо, расчеты на рост производства минеральных удобрений и химизации сельского хозяйства, а также на большую милость природы. Как известно, одним из основных неблагоприятных факторов, оказывавших влияние на сельское хозяйство, была в 1999 году засуха, охватившая едва ли не большинство регионов России. Неблагоприятные прогнозы существуют и относительно предстоящего лета, однако в Минсельхозпроде надеются, что ситуация будет не столь драматичной, как в прошлом году. Правда, общая площадь посевных площадей не увеличится и составит 60 млн. га. Это позволяет предполагать, что, в случае если и в этом году сохранятся неблагоприятные погодные условия, правительственные наметки по сбору зерна станут невыполнимыми.
Помимо штабов, у правительства есть и другие способы помочь сельхозпроизводителям, прежде всего в финансовой сфере.
Здесь существуют две основные проблемы - восстановление системы кредитования аграрного сектора и развязывание мешающей селу долговой удавки. Алексей Гордеев напомнил, что в этом году кредитование сельскохозяйственных работ будет впервые осуществляться без такого системообразующего банка, каким был СБС-АГРО. Правительство собирается решить проблему путем образования фонда льготного кредитования АПК, куда войдут средства четырех банков - Росбанка, Собинбанка, Альфа-банка и банка "Возрождение". Первый транш кредита в 2 млрд. руб. начнет выделяться на следующей неделе. Он, в частности, поможет решить традиционную проблему - снабжение хозяйств горючим и смазочными материалами.
Однако новые кредиты направляются в отрасль, почти половина производителей которой, по словам Алексея Гордеева, "вырвана из финансовой системы, у них не работают счета, и они перешли к натуральному хозяйству". Причина этому - высокий уровень кредиторской задолженности - 180 млрд. руб., из них 120 млрд. просроченных долгов. Причем соотношение кредиторской и дебиторской задолженности (27 млрд. руб.) самое плохое в российской экономике. Основными кредиторами сельского хозяйства сейчас являются Пенсионный фонд и предприятия топливно-энергетического комплекса.
Выходом из этой тупиковой ситуации может служить, по мнению ответственных за сельское хозяйство ведомств, только реструктуризация накопившейся задолженности. Наиболее приемлемый для Минсельхозпрода вариант - списание всей просроченной задолженности (120 млрд. руб.) и рассрочка выплаты остальной части долга на десять лет. Решение правительства о схеме реструктуризации, еще не принято, но судя по тому, что было сказано на брифинге, выбранный Минсельхозпродом вариант не самый лучший. Нетрудно убедиться, что он заметно отличается от способа, воплощаемого сейчас в жизнь Министерством по налогам и сборам по отношению к должникам федерального бюджета, основная идея которого - предоставлять возможность рассрочки только эффективно работающим предприятиям, которые могут осуществлять текущие платежи.