У НАС МОДНО теперь ругать наши предвыборные кампании: нецивилизованные они, пустые, грязные, ничего не дают избирателям.
А вот мне, например, нынешняя кампания нравится именно тем, что все, абсолютно все кандидаты предстали в ней совершенно ясными, открытыми и в своих сильных (немногих), и в слабых (которым несть числа) качествах. Выбор просто очевиден.
Мне, возможно, легче, чем другим избирателям, - большинство кандидатов (за исключением двух) я знаю лично, некоторых очень неплохо. И каждый проявился именно так, как должен был проявиться. Предсказуемость поведения кандидатов оказалась поразительной.
Я уверен, что и большинство других избирателей с легкостью неимоверной определят свой выбор. Ибо не могут они не видеть того, что вижу я: ведь все кандидаты как на ладони даже в своих бессвязных, непрофессиональных, базарных, бессмысленных теледебатах. Даже в своих рекламных роликах, не открывших в соискателях на высшую власть в стране ни-че-го нового, сделанных как-то удивительно пародийно - как карикатура на тех, кто их заказывал. Словом, кандидаты продемонстрировали прямо противоположное тому, что должны были бы продемонстрировать, если бы они хотя бы сами считали себя реальными наследниками президентской власти в России.
Квинтэссенцией этого бала непрофессионализма стали слова снявшего самого себя с предвыборного соревнования Евгения Примакова: пока в России нет гражданского общества и настоящей демократии, я выставляться не буду. Гражданское общество прямого отношения к выборам вообще не имеет. Но главное не в этом. Главное - в самой концепции: вы мне сначала создайте демократию, а когда создадите, я соглашусь в выборах участвовать. Да разве не задача, не миссия русского политика сегодня - самому создавать демократию?! А не ждать, когда ее кто-то создаст за тебя и для тебя.
В этом смысле, конечно же, полная безальтернативность выборов запрограммирована не Кремлем, а качеством самих кандидатов. При этом, правда, поразительно, что именно те, кто больше всего в начале кампании кричал о злокозненной безальтернативности, в конце ее бесславного для них исхода заговорили о том, что они не только альтернатива, но даже уже почти победившая альтернатива.
Впрочем, хватит о малахольности. Расхлябанная политическая система, в которой именно в силу ее расхлябанности так легко стать политиком и так комфортно им быть и слыть, не может родить ни гигантов мысли, ни тем более гигантов дела - не может родить настоящую оппозицию. И потому оппозиция вновь рождается в глубине самого сцементированного ее ядра - в исполнительной власти, а в нашем случае даже и еще глубже - в ядре ядра, в тайном явного, в спецслужбах.
На выборах 26 марта победит, должен победить по определению главный, фундаментальный оппозиционер системе власти, сложившейся в России при Ельцине.
А что будет делать тот, кто победит? С неизбежностью он будет делать то, что только и должен делать человек, реально оппозиционный основным порокам, слабостям и преступным делам уходящей системы.
Это "что делать" я красного словца ради зашифровал в заголовке данной статьи на манер известного из обиходной латыни гайюлийцезарьского Veni, vidi, vici.
Dego, vestra, bona - это девиз будущей России, это слоган ее нового государственного герба.
В русской, оригинальной, транскрипции это - Дего, вестра, бона: ДЕеспособное ГОсударство, ВЕликая СТРАна, БОгатая НАция. Вот такая триада. И никакого самодержавия, православия, народности - это в прошлом. Никаких модернистских римейков этого тристолпия, рухнувшего всеми тремя своими составляющими под тяжестью проблем, вставших перед страной уже в начале века.
Дееспособное государство, великая страна, богатая нация. Это и демократия, и порядок, и успешная рыночная экономическая реформа, и социальная справедливость при конкурентной рыночной экономике, и свобода слова как осознанная необходимость проявления ума.
Хорошая была президентская кампания, правильная, дающая полностью соответствующий реальной расстановке сил результат. Больше мы такой не увидим. Ибо в 2004 году абсолютного большинства нынешних кандидатов, практически всех, уже не будет.
Мир политическому праху их! Изрядный фарс разыграли они перед нами, прощаясь с политикой и всеми силами доказывая, что мы сделали правильный выбор.
Аминь.