БУДЕТ или не будет второй туp выборов - вот в чем вопрос, вот что волнует и политологов, и самих кандидатов на пост президента. Победа Путина признается всеми соперниками, а условия поражения становятся предметом политического торга кандидатов. В этих условиях команда Путина выбрала избирательную стратегию победы лидера уже в первом туре. Это решение напрашивалось само собой и представлялось наиболее прямым достижением результата.
Действительно, практически все губернаторы, даже представители "красного пояса" присягнули на верность лидеру и предоставили свой административный ресурс. Конкуренты-кандидаты тоже хорошо отзываются о Путине (Тулеев, Титов, Подберезкин, Жириновский), хотя в предвыборной риторике добавляют и критические замечания. Нет сомнения, что определенная часть кандидатов снимет свои кандидатуры в пользу Путина. Показательны решения некоторых политических объединений по отношению к Путину. "Отечество", которое находилось в оппозиции к действующей власти и в связи с этим не смогло выдвинуть своего кандидата, затем не без труда заняло нейтральную позицию, приняв решение о свободном голосовании, и наконец, в последней декаде избирательной кампании поддержало Путина. Если ситуация с определением "Отечества" к лидеру избирательной кампании носила трагический оттенок, то действо СПС имело анекдотический характер. Имея собственного члена политсовета в качестве кандидата в президенты, СПС сначала объявляет свободным голосование своих членов по вопросу о президенте страны, а затем принимает решение о поддержке Путина.
В этих условиях всеобщей поддержки, а также на фоне скандалов с подписными листами некоторых кандидатов ставка только на первый тур выборов в штабе Путина вполне понятна и объяснима.
Цель вполне может быть достигнута, но процент голосов избирателей вряд ли будет ошеломляющим. Победа Путина в первом тype может составить немногим более половины голосов избирателей. При этом все ресурсы, активы, резервы, подстраховка и т.д. будут использованы.
Будет ли это победой? С точки зрения политологов, - да, безусловно. Победа в первом туре с таким результатом - это очень хороший результат. С точки зрения обывателя, - не очень. В сознание многомиллионного населения страны закладывается мысль - Путин набрал половину голосов. Как распределилась другая половина, отошла ли к одному кандидату или распылилась между несколькими и теми, кто вообще не пришел голосовать, уже не имеет значения. Русская пословица гласит - тo ли у него украли, то ли он украл, но все равно замешан в краже. Таким образом, детали мало кого интересуют, кроме политологов. Остается факт относительной победы лидера страны.
Вполне возможно, что руководители штаба Путина закладывали другие показатели голосования в первом туре. Если голоса Зюганова, Явлинского, Жириновского могут быть предсказуемы, если на непредсказуемые голоса кандидатов Титова, Тулеева, Скуратова можно найти организационную управу, то что делать с Иван Иванычем, который голосует против всех.
Голосующие против всех или игнорирующие выборы - электоральное болото на профессиональном жаргоне политологов - самый трудный, самый опасный участок борьбы за голоса избирателей. Между тем в различных регионах это число избирателей составляет от 10 до 30%. Эту цифру надо сопоставить с традиционной для всех социологических опросов 1/3 затрудняющихся ответить. Таким образом, число избирателей, не имеющих твердого и определенного решения, может достигать третьей части.
Как они поступят? Вообще не придут, потому что и без них выберут Путина? Именно эта пассивность заботит сейчас штаб Путина. Или придут и проголосуют против всех, тем более что мощная работа в этом направлении развернута неведомыми и малопонятными избирательными комитетами. Судя по всему, таких неожиданностей штаб Путина не предвидел. Справедливости ради скажем, что действительно, организационные действия по призыву голосовать против всех характерны только для этой избирательной кампании.
Путину нужен второй тур, который принесет ему подавляющее большинство голосов избирателей. Лидеру страны необходима не только правовая, но и психологическая легитимность победы.
Что дает второй тур:
1. Появляется интрига между двумя конкретными соперниками. Сейчас она размыта между большим количеством депутатов. Только наличие интриги привлекает внимание к действию. Во втором туре можно рассчитывать на активность и заинтересованное участие избирателей.
2. Во втором туре все кандидаты, выбывшие из борьбы, смогут открыто призвать своих сторонников голосовать за Путина. О подобном ходе событий намекал даже Явлинский, правда, как всегда, оговаривая условия. Фактически вокруг Путина произойдет реальное сплочение всех антикоммунистических сил, что сейчас не происходит.
3. Победа во втором туре может быть с ошеломляющим результатом, что принесет не только правовую, но и психологическую легитимность будущему президенту страны.
Психологическая легитимность очень важный фактор для Путина, который недооценивается его командой.
Приведем пример. Победа Билла Клинтона в США в 1996 году с перевесом в несколько процентов голосов не только осложнила всю eго последующую деятельность на посту президента, но и нанесла больший политический ущерб, чем даже известная "овальная" история.
Что дает Путину психологическая легитимность?
С одной стороны, это позволит Путину избежать тени, которая сопровождала Ельцина весь срок его правления с момента выборов 1996 года.
Известно, что за 2 месяца до выборов рейтинг Ельцина составлял несколько процентов, однако победа состоялась. Все последующее время обсуждался вопрос - как это могло случиться? Почему? При чьей помощи? Некоторые олигархи взяли на себя ответственность за случившуюся победу, а за одно и за все последующие победы будущих лидеров.
Конечно, нельзя проводить абсолютную параллель ситуации Ельцина 1996 года с Путиным 2000 года. Однако многие аспекты схожи. Путин также не имел популярности у избирателя несколько месяцев назад, хотя и в силу других причин. И также гарантированно победит на выборах. Вполне логично предположить, что также могут возникнуть и все вышеперечисленные вопросы и предположения, которые будут сопровождать Путина все время его деятельности.
С другой стороны, психологическая легитимность позволяет:
- не обращать внимания на оппонентов, идти на серьезные изменения государственного устройства страны, собственных полномочий и т.д. Имея поддержку примерно 80% населения страны, можно осуществлять любые, даже непопулярные преобразования. Смело и безбоязненно не только "мочить" кого надо в сортире, но и ломать хребты;
- проводить агрессивно-наступательную внешнюю политику. Международные взаимоотношения с президентом России, имеющим безоговорочную поддержку большинства населения страны, приобретут иной характер. С сильным лидером диалог с мировыми державами происходит по-другому;
- авторитет лидера внутри страны повышает к нему доверие и со стороны международных инвесторов, что крайне необходимо экономике России.