В МИНУВШУЮ пятницу государственный секретарь Мадлен Олбрайт объявила о частичном снятии санкций со злейшего на протяжении последнего двадцатилетия врага Вашингтона. Теперь Иран сможет экспортировать в США ковры, фисташки и черную икру, получив взамен возможность закупать у американских компаний продовольствие, в частности зерно и медикаменты. Более того, руководитель американского внешнеполитического ведомства дала понять, что в случае продолжения так называемых "демократических реформ" в Иране вплотную встанет вопрос о размораживании иранских авуаров на Западе - речь идет о гигантских суммах, заблокированных после победы исламской революции 1979 года. Возможно, о десятках миллиардов долларов.
"Пробный шар" американской дипломатии оказался удачным - если судить по реакции основных участников коллизий, связанных с Ираном. Тегеранское Министерство иностранных дел официально расценило заявление Олбрайт как позитивное. Охранительное ведомство иранского духовенства - Корпус стражей исламской революции - дало резко негативную оценку. То есть как минимум одна из целей, которые явно преследовал Вашингтон, достигнута - во внутриполитическую жизнь Ирана внесен очень серьезный элемент раскола. На удивление позитивной оказалась реакция российского МИДа - на Смоленской площади заявили, что "Москва приветствует смягчение Соединенными Штатами санкций против Ирана". Правда, российские дипломаты слегка оговорились, что это должно стать только началом дальнейших практических действий в отношении прекращения конфронтационности в американо-иранских отношениях.
Если действительно смягчение режима санкций, о котором объявила Олбрайт, это только начало, то что же последует дальше и во что выльется для России "прекращение конфронтационности" между Тегераном и Вашингтоном?
Во-первых, можно будет забыть о стратегии многополюсного мира - краеугольном камне российской внешней политики, забыть по крайней мере о том, в чем эта идея касается Ближнего и Среднего Востока, а также Закавказья. Естественно, что, внеся раскол и сумятицу в Иране, США как минимум на какой-то срок выключат это государство из геополитических раскладов и связанных с ними различных вариантов прокладки маршрутов транспортировки различных энергоносителей.
Во-вторых, может обрушиться столь тщательно выстраиваемый вот уже несколько лет Москвой план сохранения российского присутствия в Закавказье - единственный реальный союзник нашей страны в регионе, Армения, может получить вместо в целом дружественно настроенного сейчас к ней Ирана новый, гораздо более жесткий подход, не оставляющий Еревану, окруженному враждебными Азербайджаном и Турцией, места для сохранения своей пророссийской ориентации.
Политические амбиции США, заявленные нынешней администрацией как свободная конкуренция за сферы влияния в мире и даже на пространстве СНГ, реализуются ныне и дальше на юго-восток от нашей страны - в то время как Путин и его окружение усиленно готовятся к выборам, позабыв о внешней политике, американский президент совершает весьма важный для своей стратегии однополярного мира визит в Бангладеш, Индию и Пакистан.