СЕЙЧАС развернулась активная дискуссия на тему: "Нужно ли назначать губернаторов?" Сторонники идеи назначения губернаторов утверждают, что в этом случае эффективность государственного управления резко повысится. Действительно, назначаемый губернатор будет вынужден гораздо внимательнее прислушиваться к "рекомендациям" Центра. Однако, если ставить себе цель ограничить власть региональных лидеров, можно обойтись и без столь радикальных мер, как отмена института губернаторских выборов.
Во-первых, до сих пор не принят закон, четко определяющий полномочия региональных руководителей. Губернаторы в этих условиях фактически оказываются неподконтрольными. Оценить их работу не представляется возможным, поскольку никто не может сказать, что входит в полномочия губернатора, а что - нет. Определив критерии оценки деятельности региональных лидеров, Центр окажется способным влиять на эту деятельность. А в случае серьезных злоупотреблений губернатора своим положением Центр должен обладать правом отстранять его от должности на время следствия и вводить прямое федеральное правление.
Во-вторых, немалую роль в ограничении всевластия губернаторов, против которого и направлены кремлевские идеи, может сыграть создание противовеса губернаторам на местах. Для этого необходимо предоставить реальные права местному самоуправлению. Губернаторы и главы муниципальных образований должны разграничить между собой полномочия, а также "поделить" налоговые поступления и трансферты из Центра. В законе "О финансовых основах местного самоуправления" уже оговорены все местные налоги и доли муниципальных образований в общефедеральных налогах. Однако, как правило, губернаторы просто "забывают" про существование этого закона и концентрируют в своих руках все региональные финансовые потоки.
В-третьих, силовые структуры могут быть выведены из-под контроля губернаторов и подчинены своим руководителям в Москве. По ныне действующей конституции руководители местных отделений МВД и ФСБ назначаются по согласованию с руководителями регионов. А поскольку сейчас практически везде губернаторы причастны к финансированию местных силовых структур, то их руководители больше обеспокоены сохранением хороших отношений с региональным лидером, чем с федеральным правительством.
В-четвертых, немалую роль может сыграть жесткая вертикаль "партии власти", но только в том случае, если она, не в пример НДР, останется независимой от губернаторов. Руководителю местного отделения партии власти в этом случае, правда, будет отдана не слишком лицеприятная роль - роль "комиссара", докладывающего в Центр обо всем, что происходит в регионе. Однако основа для осуществления этой идеи, похоже, уже заложена. На съезде "Единства" прозвучала команда - отсекать губернаторов от местных отделений партий.
В-пятых, Совету Федерации, видимо, не избежать реформирования. На данный момент губернаторы одновременно являются представителями и законодательной, и исполнительной власти. Получается, что руководители субъектов Федерации сами принимают законы и сами же их исполняют. Нет ничего удивительного в том, что ни один закон, хоть как-то ограничивающий полномочия региональных лидеров, не может пройти через Совет Федерации. А руководители региональных законодательных собраний фактически оказываются в полной зависимости от губернаторов. Если же Совет Федерации будет состоять только из глав законодательных собраний, то ситуация в корне изменится. Совет Федерации в этом случае начнет выполнять свое предназначение, а именно приводить в соответствие интересы Центра и регионов, закрепленные в законопроекте.
В-шестых, на губернаторов всегда можно найти "экономическую управу". Центр всегда пытался воздействовать на региональных лидеров с помощью бюджетных ссуд. Однако на данном этапе Минфин соглашается дополнительно помогать субъектам Федерации только при выполнении ими определенных условий (по всей видимости, не только экономического плана). Как сказал один из высокопоставленных источников "НГ", правительство ведет себя в отношении регионов в плане предоставления дополнительных средств, как МВФ по отношению к России, предлагая сначала выполнить свои условия.
Стать в последнее время более сговорчивыми губернаторов заставили не только политические причины. Отмена бартера при расчетах регионов с федеральным бюджетом ставит некоторые регионы в безвыходную ситуацию. Местная промышленность не в состоянии платить все налоги живыми деньгами. Регионы же должны отдавать бюджету страны именно деньги. В результате местные бюджеты стали испытывать еще больший дефицит средств и оказались в еще большей зависимости от ссуд из Центра.