ВЧЕРА в Президент-отеле прошел "круглый стол", посвященный десятилетию "Демократической платформы в КПСС". Родившись в виде дискуссионных партийных клубов, Демплатформа в самое короткое время превратилась в мощное оппозиционное движение внутри партии и стала предтечей развития многопартийности.
В дискуссии на тему: "Почему за 10 лет в России так и не сложилась полноценная многопартийная система власти?" должны были принять участие многие видные политики, которые начинали демократические преобразования в СССР. Однако ни Альгирдас Бразаускас, ни Борис Ельцин, ни Евгений Примаков, ни Гавриил Попов, ни Григорий Явлинский в Президент-отель не приехали без всяких объяснений. Только президент Грузии Эдуард Шеварднадзе сообщил по факсу, что ввиду крайней занятости он не сможет принять участие в "круглом столе", хотя проблемы, обсуждаемые здесь, очень актуальны не только для России. Значительная "усеченность" списка участников заседания, однако, не помешала серьезно проанализировать упущенные возможности партстроительства и порассуждать на тему, что же нас ждет в ближайшей перспективе. Тем более, что на заседании присутствовали не только ведущие политологи, не только те, кто был непосредственным организатором Демплатформы (Владимир Лысенко, Игорь Чубайс, Василий Шахновский, Александр Механик), но и "архитектор и прораб" перестройки Александр Яковлев и Михаил Горбачев.
Тон дискуссии задал главный редактор "НГ" Виталий Третьяков, выступивший первым. Многопартийность в нашей стране пока не востребована самим обществом и властью, сказал г-н Третьяков. Партструктуры создаются под выборы как механизм манипулирования, а после выборов они отбрасываются за ненадобностью. Единственная партия, которая была и есть, - это КПРФ. Третьяков высказал гипотезу, что настоящая система многопартийности может возникнуть в России только тогда, когда к власти придут коммунисты, если они не отбросят при этом саму идею многопартийности.
Эти заявления, кажется, сломали запланированный заранее сценарий дискуссии, придав многим выступлениям эмоциональную окраску. Так, академик Яковлев категорически не согласен с тем, что у коммунистов есть социальная опора. По его мнению, КПРФ как наследница КПСС - это "партия социальной демагогии" и к 2008 г. она станет абсолютно маргинальной, экзотической структурой.
Политолог Андраник Мигранян заявил, что отсутствие нормальной системы многопартийности делает главу государства абсолютно безответственным и неподконтрольным обществу. Однако несмотря на то, что нынешняя власть заявляет о необходимости "двух-, трех-, максимум четырехпартийной системы", она будет придерживаться "полторапартийной" модели: когда одна партия власти все время побеждает на выборах и реально правит, а "другие 99 ей только оппонируют". Мигранян упрекнул Горбачева в том, что он упустил исторический шанс спасти Советский Союз и перестройку. По его мнению, в 1990 г., став президентом СССР, Горбачев должен был распустить КПСС, и тогда на базе "Демократической платформы в КПСС" могло возникнуть новое социал-демократическое движение (в то время Демплатформу поддерживало более 40% коммунистов). Этот упрек явно обидел Михаила Сергеевича, который тут же попросил слова и заявил, что давать подобные рецепты на переломных этапах истории - дело безответственное. "Даже Берия понимал, что в такой стране нельзя жить, но все попытки реформировать партию сверху ни к чему не привели", - сказал он. По словам Горбачева, если бы он пошел на такие радикальные меры, как роспуск КПСС, все могло бы кончиться гражданской войной.
Вчерашний "круглый стол" показал, что несмотря на поражение Демплатформы на ХХVIII съезде КПСС и на то, что она так и не стала мощной партией социал-демократии, реформаторский потенциал бывших коммунистов по-прежнему велик. Правда, не в сфере реальной политики.