ГЛАВНОЙ интригой предстоящих выборов окончательно стало не имя победителя, а количество туров. Разногласия между политическими экспертами сводятся лишь к тому, какой из вариантов является наиболее приемлемым. Самая популярная позиция состоит в том, что выборы обязательно надо провести в один тур, что страна не может столько времени находиться в состоянии безвластия и неопределенности. Скорее, говорят сейчас очень многие, нечего ждать - 26 марта выберем и займемся наконец важными делами. Таким образом, выборы президента из перечня важных дел уже автоматически исключаются.
Однако психологически голосование "за" в первом туре, тем более в отношении явного фаворита кампании, есть выражение ему абсолютной и безусловной поддержки. Очевидно, что далеко не все избиратели готовы к такому шагу. Пусть рейтинг и.о. президента высок и значительно превосходит рейтинги его конкурентов, но говорить о том, что Владимир Путин пользуется всенародным доверием, все же не приходится. Социологические опросы стабильно показывают, что 20-30% населения либо не собираются голосовать, либо пока не уверены в своем выборе.
В значительной степени это касается правого электората - он, как показали парламентские выборы, составляет 15-20% активных избирателей. Правые, которым Путин в принципе должен быть близок, известны тем не менее своими максималистскими позициями: либо совсем свой, либо вообще не будем поддерживать. И в первом туре это может побудить их не голосовать за фаворита кампании, особенно если держать в уме второй тур. То есть сначала они заявляют свою принципиальную позицию, а потом действуют сугубо прагматически. И даже понимая, что победе Путина на выборах уже вряд ли что помешает, довольно большая часть политически активного населения может использовать первый тур для того, чтобы дать понять будущему президенту - наша поддержка не безусловна и, дабы рассчитывать на нее и впредь, необходимо учесть эту позицию.
Возможно, именно эти настроения помешают и.о. президента одержать победу в первом туре. Вопрос о том, кого выберут правые, действительно весьма важен для исхода предстоящего голосования. Несмотря на то что речь идет не более чем о 10% голосов, именно они могут решить - в один или в два тура пройдут выборы. Кандидаты-аутсайдеры в этом смысле составить конкуренции правым по суммарному числу проголосовавших за них не смогут. И здесь многое зависит от самих лидеров правой части электората, которые в списке кандидатов представлены Григорием Явлинским и Константином Титовым. Первый имеет весьма устойчивый, хоть и небольшой электорат. Число приверженцев второго точно не известно хотя бы потому, что самарский губернатор до сих пор никогда не принимал участия в выборах президента. Судя по данным социологов, рейтинг Титова колеблется в пределах статистической погрешности, уступая рейтингу Явлинского. Однако вопрос о персональном рейтинге сейчас не столь важен. Ясно, что стабильные 5-6% не позволяют Явлинскому рассчитывать даже на второе место, не говоря уж о победе.
Лидеры СПС говорят о том, что не хотят "раздувать" Зюганова, позволив ему выйти во второй тур. Так что, если принять во внимание вероятность повторного голосования, чисто теоретически для правых по-прежнему остается актуальной проблема нахождения кандидата, который смог бы обеспечить достойное представительство их интересов по сравнению с фаворитом кампании. С этой точки зрения Явлинский вряд ли имеет шансы стать единым кандидатом. Будучи политиком с нулевой договороспособностью, даже объединив интересы, отстоять он их не сможет. С этим, собственно, и связан его невероятно устойчивый рейтинг: никого, кроме давних убежденных сторонников, он под свои знамена не привлекает.
Между тем возникает немалая "вилка": всего правых избирателей около 15%, а за Явлинского готовы проголосовать не более 5-6%. Всех остальных, а это в основном те, что на думских выборах проголосовали за СПС, автоматически причислять к "путинцам" нельзя. Возможно, часть их голосов в первом туре отойдет Константину Титову. Он, как фигура в публичной политике относительно новая (по сравнению с тем же Явлинским), имеет гораздо больше шансов привлечь на свою сторону максимальное число "неопределившихся" правых. На пользу ему идет и статус губернатора - работа в региональных структурах исполнительной власти дает опыт решения проблем взаимного учета интересов. Тем более что именно отказ от реальной работы многие избиратели ставят в упрек Григорию Явлинскому. А Титов, декларируя в ходе своей кампании, с одной стороны, вполне лояльное отношение к Путину, а с другой - близость и к "яблочному" электорату, работает фактически по всему правому флангу.
Но, естественно, в голосах правых заинтересован прежде всего сам Владимир Путин. Они действительно могут помочь ему преодолеть отметку в 50% уже 26 марта, поскольку голоса Зюганова или Жириновского к и.о. президента явно не отойдут. Поддержка же со стороны правых возможна, но отнюдь не обеспечена. Так что в электорате Путина возможно протестное голосование - основанием для него может стать непонимание частью избирателей этого кандидата в той степени, которая позволила бы проголосовать за него без сомнений.