Казахстанско-российские отношения, 1991-1999 годы. Сборник документов и материалов. - Астана-Москва: 1999, 480 с.
МНЕ ДОСТАВЛЯЕТ большое удовольствие представить эту книгу, изданную в 1999 году посольством Республики Казахстан в Российской Федерации.
Книга включает в себя хронику визитов президентов Казахстана и России, полный перечень казахстанско-российских документов, принятых в 1991-1999 гг., и тексты основных документов, подписанных президентами двух стран, главами правительств, министрами иностранных дел и руководителями других министерств и ведомств.
Развитию и укреплению казахстанско-российского сотрудничества способствовали интенсивные контакты на высшем уровне. Из публикуемой в книге хроники визитов глав двух государств следует, что за период с августа 1991 г. по апрель 1999 г. состоялось 36 визитов. Президенты Казахстана и России подписали 40 документов. В целом же за указанный период было подписано около 320 казахстанско-российских документов, 86 из которых публикуются в данном издании.
Эти документы убедительно свидетельствуют, что с момента обретения суверенитета Казахстану и России удалось заложить солидную базу для развития между ними отношений стратегического партнерства, дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества на новой основе. Многообразные исторически сложившиеся двусторонние связи сегодня развиваются в духе принципиальных положений Декларации о вечной дружбе и союзничестве, ориентированной на XXI столетие, подписанной президентами Назарбаевым и Ельциным 6 июля 1998 г. И это не конъюнктурные заявления, а объективная позиция, обусловленная всем ходом жизни двух стран и народов. Как подчеркнул президент Назарбаев в своем Послании народу Казахстана 15 декабря 1999 г., "партнерские отношения с Россией будут в грядущем столетии одним из непременных условий обеспечения стратегической безопасности нашей страны".
Стабильное развитие казахстанско-российских связей обеспечивается прочной договорно-правовой базой, основой которой является масштабный и всеобъемлющий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г.
Казахстано-российское сотрудничество - это пример плодотворного взаимодействия двух независимых государств с ранних этапов определения правовых межгосударственных отношений, поиска наиболее эффективной модели интеграции наших стран во всех сферах, вплоть до установления стратегического партнерства. Это партнерство, опирающееся на богатейшие традиции добрососедства и исторической близости народов, рассматривается нами как новая форма отношений между государствами, основанных на принципах равноправия, взаимного уважения и конструктивного сотрудничества.
Уже после того как издание было подписано в печать, состоялся визит в Астану председателя правительства России В.В. Путина, охарактеризовавшего отношения между нашими странами как "в высшей мере продвинутые". В ходе визита было подписано Соглашение о приграничном сотрудничестве регионов. Казахстана и России на 1999-2007 гг., которым предусматривается широкое содействие развитию торгово-экономического, научно-технического, культурного, гуманитарного взаимодействия между сопредельными территориями двух государств.
Итоги официального визита Путина вновь подтвердили, что Казахстан и Россия на пороге грядущего тысячелетия выходят на качественно новый уровень реального стратегического партнерства, наполненный конкретными делами в деле практической реализации достигнутых договоренностей.
Основой дальнейшего поступательного развития казахстанско-российских отношений являются Программа экономического сотрудничества на 1998-2007 гг. и конкретный план мероприятий по ее реализации.
Особое значение имеет Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Достижение этого прорывного по своей сути консенсуса, предусматривающего делимитацию северной части моря на основе модифицированной срединной линии, явилось итогом кропотливой работы экспертов обеих сторон по устранению противоречий в сотрудничестве на Каспии.
Этот регион, располагающий колоссальными энергоресурсами, находится сегодня в центре внимания мировых нефтегазовых компаний. Казахстан и Россия, владеющие 33,4 и 20,9% береговой линии и 29,7 и 17,3% площади Каспия, заинтересованы в скором завершении работы над взаимоприемлемой для всех прикаспийских государств формулой определения статуса этого моря. Решение проблемы статуса, как и разделения участков дна моря даст возможность исключить взаимные претензии сторон, а также позволит существенно ускорить разработку шельфа, установить взаимовыгодные контакты казахстанских и российских добывающих и перерабатывающих каспийское сырье предприятий, значительно оживить инвестиционный процесс в регионе.
Примером конструктивного взаимовыгодного сотрудничества наших стран являются двусторонние договоренности по космодрому Байконур, основными из которых являются соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома и договор аренды.
Два аварийных пуска ракетоносителя "Протон" (5 июля и 27 октября 1999 г.) вызвали необходимость пересмотра некоторых принципов использования космодрома. Оперативное рассмотрение правительственными комиссиями Казахстана и России материалов по аварийным пускам потребовало внести коррективы в некоторые документы, определяющие функционирование космодрома. Дополнительно подписаны соглашения о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома Байконур, а также о порядке представления и получения заключения (согласования) по планам запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет.
Казахстаном и Россией найдена, по существу, уникальная формула разрешения проблем в весьма деликатной сфере гражданства, которая послужила важным прецедентом успешного их урегулирования во взаимоотношениях государств в рамках Таможенного союза, а в будущем, возможно, и всего Содружества Независимых Государств. Я имею в виду Договор о правовом статусе граждан двух государств, постоянно проживающих на территории друг друга, и Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами двух государств, прибывающими для постоянного проживания в эти государства. О том, насколько это было важным в плане дальнейшей гармонизации межгосударственных отношений, свидетельствует тот факт, что в Казахстане проживает около 5 млн. русских, а в России - более миллиона казахов.
Долгосрочным национальным интересам Казахстана и России отвечает развитие тесных связей в рамках СНГ. Повышение интеграционного потенциала Содружества в значительной степени зависит от успехов в становлении Таможенного союза и единого экономического пространства. Поэтому вторая глава книги - "Контуры интеграции" - включает в себя хроники заседаний Совета Глав государств, Совета глав правительств и других органов Содружества Независимых Государств, а также тексты основных документов СНГ и Таможенного союза.
В качестве председателя Межгоссовета Таможенного союза президентом Казахстана в январе 1998 г. было внесено предложение принять Заявление "О десяти простых шагах навстречу простым людям" и Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Долгая работа над этими документами завершена, и они были подписаны на заседании Межгоссовета в феврале 1999 г.
Завершает сборник получивший широкую известность и общественный резонанс в Казахстане, России и других странах проект "О формировании Евразийского союза государств" (ЕАС), предложенный президентом Назарбаевым в марте 1994 г. При этом он исходил из убеждения, что давно пришло время более эффективной, глубокой, разнообразной интеграции заинтересованных стран. Наиболее перспективной формой многостороннего взаимодействия должна стать прагматичная, экономически обоснованная многоуровневая интеграция по образцу Европейского союза, на основе свободного волеизъявления народов в деле использования потенциала друг друга при решении, по сути, одинаковых для них проблем переходного периода. Именно проект ЕАС, направленный на реализацию национально-государственных интересов каждой страны-участницы и имеющегося совокупного интеграционного потенциала, отвечает этим условиям.
Неизменный интерес вызывают предложения президента Казахстана в направлении объединения усилий как Содружества в целом, так и отдельных "интеграционных ядер". Здесь необходимо отметить, что крупные интеграционные инициативы казахстанского лидера последовательно реализуются прежде всего в казахстанско-российских отношениях.
Необходимо также отметить, что книга содержит уникальные фотодокументы из фотоархива посольства, иллюстрирующие ключевые моменты казахстанско-российских отношений.
Уверен, что этот сборник, содержащий разностороннюю информацию о казахстанско-российских отношениях и массив основных документов, составляющих их договорно-правовую базу и затрагивающих различные аспекты политического, экономического, военно-технического и гуманитарного сотрудничества, заинтересует не только специалистов, но и всех, кто изучает международные отношения, ратует за дальнейшее развитие реального стратегического партнерства между нашими странами и народами.