НА ПРОШЛОЙ неделе Владимиром Путиным подписан Указ "О морской деятельности России", которым утверждены основные направления морской политики Российской Федерации для восстановления ее законного положения великой морской державы.
Двадцать первый век для всего человечества должен стать веком Мирового океана, так как основные сырьевые ресурсы, на которых базируется экономика большинства стран мира, на суше близки к исчерпанию. Площадь нашего морского шельфа 4,2 млн. кв. км, на которых находится 80% российских запасов нефти и газа. Исключительная экономическая зона РФ в морях и океанах составляет 8,5 млн. кв. км, что примерно равно площади США. Все эти богатства нуждаются в освоении, охране и защите.
Еще в ноябре 1999 г. на заседании Совета безопасности РФ под председательством Владимира Путина был рассмотрен комплекс мер по сохранению и развитию морского потенциала России и меры, определяющие долгосрочную стратегию морской деятельности страны. Тогда глава правительства заявил: "Налицо тенденция к выдавливанию России из Мирового океана. Всем очевидно ухудшение позиций на Черноморском и Балтийском направлениях". Особо он подчеркнул, что "Россия стала великой державой только после того, как она стала морской державой".
Указом от 6 марта 2000 г. перед военными и гражданскими морскими ведомствами поставлена задача разработать и принять Морскую доктрину Российской Федерации. Этот документ призван научно обосновать задачи и характер российской деятельности в Мировом океане, а также определить способы ее реализации и обеспечения с учетом экономических возможностей государства, кораблестроения и судостроения, действующего международного права и национальных интересов.
Отдельным документом, развивающим содержание Морской доктрины должны стать "Основы политики РФ в области военно-морской деятельности до 2010 г.". Он сформулирует основополагающие принципы и положения морской политики государства, по реализации и защите национальных интересов России в Мировом океане.
Параллельно с разработкой Морской доктрины следует безотлагательно приступить к разработке пакета законов РФ, регулирующих морскую деятельность, в первую очередь законопроекта "О государственном регулировании и развитии морской деятельности".
Кроме того, уже в 2000 г. необходимо принять единую Государственную программу военного кораблестроения и судостроения Российской Федерации на длительную перспективу, предусматривающую в том числе и развитие соответствующей прибрежно-портовой инфраструктуры.