НЕОБЫЧНЫЙ для Крестьянской партии съезд прошел в нынешнем феврале: "Какой президент нам нужен?"
"Нам" - это не фермерам только, не "личному подсобному", которое давно уже не подсобное, а основное, кормящее хозяйство для миллионов. Да и для экономики страны оно, личное, усадебное, давно стало коренником, который вывез, наполнил рынки от Сахалина до уделов Лукашенко.
Нет, пугачевских примитивов на съезде не было: в наших рядах и кандидаты наук, и доктора таковых, да просто люди здравых оценок и широкого кругозора.
Уж кто-кто, а фермер на своей шкуре испытал, что такое низкий потребительский спрос и что значат бедность народа, нищета населения, как они могут задавить, скажем, скотоводство своим отказом от полноценного питания. Уж кто-кто, а вкалывающий глава КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) первым осознает и поймет, что ситуация, когда земля никому не нужна, когда под бурьяны сегодня брошено больше старой пашни, чем было поднято целины в хрущевские годы, не в правлении колхоза решается, не хорошим главой района, даже замечательным губернатором может быть преодолена, а требует высшей государственной воли. Ни манифест Александра Второго, ни реформа Столыпина не могли бы родиться, если б первый не был "хозяином земли Русской", а второй - премьером. А нэп разве не потребовал всего авторитета Ленина, всей его жестокости, да и их оказалось мало. В России живем!
В России рынка, в России с бюджетом, в 60 раз меньшим годового расхода Соединенных Штатов, не сельское хозяйство (как было при нэпе) явится отраслью-фениксом, возрождающим жизнь из пепла. Наши отдавали себе в этом ясный отчет. Когда недра страны расхищаются, целые отрасли кидают тайно со счета на счет, а бюджет может выделить на гектар пашни едва сто рублей на круг, около трех с половиною долларов, ожидать от аграрной России чудесного воскрешения экономики (как в 20-е годы) способен демагог или блаженный.
Но и мучиться судьбой станции "Мир", "не беря в голову", что намолот страны и ее поголовье КРС упали наполовину, что высшие чиновники Белого доме (типа Кулика) сделали профессией старчество, попрошайничество, тоже может или блажной, или политический прохиндей. Серия внеаграрных правительств, коммунно-аграрное большинство Думы, воевавшее за повторное построение сельского коммунизма в одной отдельно взятой капиталистической стране, закрепили на сельском хозяйстве клеймо "черной дыры".
В президенты нужен не аграрий, не кукурузник, не целинник (помилуй Бог), не верховный агроном класса Лукашенко, но земной человек, который ощущал бы Россию не территорией для перелетов на личном самолете, но живой землей с историей, нужностью людям - и, значит, с будущим.
Однако - к съезду.
Старый анекдот. Явился в фотографию заказчик, а ему говорят: "Ваши снимки еще не готовы. Но не волнуйтесь, мы вам подберем что-нибудь из готовенького..." А что если не соглашаться, вздохнув безысходно, с волею обстоятельств? Не поддаваться "безрыбью", поневоле получая "рака", а все-таки требовать именно то, что тебе нужно?
Любое серьезное предприятие нуждается в ТЭО - "технико-экономическом обосновании". Тем более когда речь о воплощении, об облике страны на четыре, а скорей всего - на восемь начальных годов века. В применении к кандидату в президенты в этом ТЭО никак не обойтись без серии вопросов: что он сделал, кто он и откуда?
- Он должен уже пройти испытательный срок, - говорил фермер со Ставрополья (кстати, кандидат наук). - Никаких орлов-решек, никаких азартных игр или повальных влюбленностей - покажи, что ты умеешь и на что оказался способен. Ведь бып же медведь на воеводстве, щедринский, который чижика съел.
- Исполнительная власть, - мнение сыровара с Оби, земляка Шукшина, а теперь Евдокимова, - должна обогащать жизнь тем, что один человек сделать себе никак не может. Инфраструктура - асфальтовые трассы, газификация, подвоз детей к школам, жилье людское, уводящее от черношиферных колхозных деревень... Обустроить Россию - дело все-таки власти.
- Кто сильно хотел, тот оборот земли уже узаконил, - сказала прошедшая "Крым, Рим и медные трубы" фермерша из Серпухова. - Саратов, Казань, Самара уже ввели в действие нашу 36-ю статью: "Собственники земли владеют, пользуются, распоряжаются землею свободно".
- Нельзя выбирать того, у кого людям уже не жилось бы лучше, - говорила делегатка Карелии, - у кого не зарабатывали бы больше, не лучше бы других питались, кто уже не пополнял бы казну...
Принимая такие черты ТЭО за основу, надо было с ходу отставлять штатных, стабильных, считай - профессиональных кандидатов, каков бы ни был их политический окрас. "Вы играете на скрипке?" - "Не знаю, не пробовал". Но и экзотичные "готовенькие" вроде блюстителя закона, заснятого в дамском обществе без исподнего, или говорухи-ругателя принимались нашими только как дань демократии. Хочется человеку, ресурсы есть - что тут поделаешь.
"Кто вы, Владимир Путин? За что вам такой обвал надежд и пятьдесят (или сколько?) процентов всероссийского рейтинга?" Это - и дома, и за рубежом. Сказать, что он только выдвиженец "царя Бориса", гарантировавший и "царю", и Семье, что не произойдет, как с Колем, - выйдет неправда. Путин - это Чечня. За полгода его правления разнесен в щепки, в золу целый регион. Бандитский, террористический? Гнездо одних злодейств и пороков? Даже о гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной так не говорили.
Понятны усталость от бардака и тошнота от наглой безнаказанности, унижение от гнусной и постыдной первой войны, но почему, за что в сухом остатке быть президентом выдвиженцу с анкетой в сплошных вопросах? Дело даже не в лубянском генезисе. "Кто Богу не грешен, кто бабе не внук", - любимая поговорка Пушкина. Да он и не скрывает своего почерка, приемов и склонностей. Ввод Селезнева в Думу и урок "правым" - вроде бы не одним "правым" урок. Дать возможность одному репортеру "Свободы" так ославить страну - тоже заявка на Книгу рекордов Гиннесса. А сам разговор о референдуме по проблеме, шесть лет назад решенной Конституцией РФ, узаконившей собственность на землю? Воля, четкость, желание начатое доводить до конца - прекрасные качества, но на кого повешены руины Чечни и сотни тысяч ее нищих? И не наплодили ли эти полгода врагов России на целый XXI век? И не перессорили, являя железную волю, нас со всем белым светом? Одно дело - умелые спичрайтеры, крахмалящие на Большой Якиманке успокоительные и такие четкие "открытые письма российским избирателям", другое - нажитое в коротенький испытательный срок. Срок не трудов, а показательных поступков. Когда не труды и изделия аттестуют человека, а он сам говорит о себе. Хорошо и грамотно, но - говорит.
Нет, без рулетки и веры в чудо. Если бы были в соискателях имена Аяцкова или Шаймиева, наши наверняка с интересом и уважением обсуждали бы их. Но из "земельцев" (принявших у себя закон о земле) был один Константин Титов. Из тех, кто хозяйствует в своем регионе полных 10 лет, был один самарский Титов. Из сенаторов, кто мог бы сказать: "Я был изначально против ракетно-бомбовых переговоров с Грозным и стоял за цивилизованное решение конфликта" - нашелся только Титов. И кто соединил асфальтом все села региона с Самарой и рыночной экономикой. Кто без риторики о Великой России проводит бытовой пропан-бутан в дома Поволжья, платит пенсии и пособия многодетным день в день. Кто выдержал публичный и открытый экзамен на зрелость, потратив на знакомство с собой 10 постгорбачевских лет, - Титов. Константин Алексеевич Титов.
Поэтому, пригласив и с пристрастием опросив кандидата, получив профессиональные ответы, в том числе и по предметам сельской политики и жизни, руководствуясь именно осмотрительностью и прагматизмом, решили поддержать 26 марта кандидата К.А. Титова. Не всем удовлетворяет? Так не икона, реальный человек. Рейтинг? А вы ответьте, где недавние рекордсмены рейтинга - Лужков, Примаков? То-то. В России живем!