Виктор Калюжный не слишком расстраивается из-за критики Анатолия Чубайса. Фото ИТАР-ТАСС |
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ комплекс все эти годы был "фактором стабилизации", теперь ему предстоит стать "фактором роста" - именно такую задачу поставил в Сургуте и.о. президента Владимир Путин перед руководителями ТЭКа.
Однако этот красивый лозунг пока рискует остаться лишь лозунгом. И сам Владимир Путин, и секретарь Совбеза Сергей Иванов в Сургуте открыто признали, что нынешнее состояние ТЭКа представляет собой реальную угрозу национальной безопасности. Слишком велик износ всех мощностей, а средств на полноценное техническое обновление катастрофически не хватает. С одной стороны, худшие времена уже почти прошли, как заявил председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, сейчас возглавляемой им компании удалось полностью выравнять частоту. Раньше она порой опускалась до недопустимо низких пределов, при которых могло произойти отключение электростанций, в том числе и атомных. Но с другой - без серьезных финансовых вливаний вряд ли возможно снизить опасность возникновения техногенных проблем.
Само же совещание, названное "сургутским Давосом", изначально было вынуждено разочаровать тех, кто возлагал на него слишком большие надежды. Ситуация осложняется и тем, что мотивы у участников этого заседания были не только самыми разнообразными, но и подчас вступающими в противоречие между собой. Если руководители предприятий всегда хотят не только внимания к их проблемам, но и предельно конкретных решений, то для Путина подобные встречи носят скорее ознакомительный характер, и он меньше всего заинтересован в немедленном результате - поспешность может обернуться ошибкой. Как он сам говорил в Сургуте, главное - это определить позиции. Возможно, не менее полезным для и.о. президента оказалось то, что происходило после самого официального совещания, - неформальный ужин Владимира Путина в компании всех "топливных генералов".
Основные позиции были определены весьма жестко. "Топливные короли" давно нашли своего главного врага - министра топлива и энергетики Виктора Калюжного. Ему в Сургуте досталось по полной программе - и Анатолий Чубайс, и Рем Вяхирев, не особо стеснялись в выражениях, подкрепляя их весьма язвительными интонациями. Владимир Путин предпочитал не вступать с ними в спор и ни разу не выступил в защиту министра собственного правительства, однако и от упреков в его адрес пока воздержался.
Тем не менее очевидно, что судьба Калюжного фактически решена, недаром Рем Вяхирев по окончании совещания на вопрос "НГ" ответил очень кратко: "Давайте подождем неделю. Тогда будет все ясно". Именно через неделю должно состояться заседание правительства, посвященное проблемам ТЭКа, и, возможно, к тому времени Владимир Путин созреет для принятия окончательного решения, на котором так настаивают главы могущественных естественных монополий.
Не согласиться с ними и.о. президента будет весьма трудно - несмотря на то что "олигархи должны находиться в тех же условиях, что и владельцы булочной", Путин заинтересован в сохранении хороших отношений с "топливными генералами", тем более что фигура главы Минтопэнерго стала чуть ли не единственной серьезной претензией с их стороны. Как сообщили и Рем Вяхирев, и Анатолий Чубайс, они смогли значительно увеличить объем выплат "живыми деньгами" - теперь эти значения в обеих компаниях превышают 50%. Так что от правительства они готовы требовать только одного - чтобы оно не мешало им выполнять свою работу.
Но похоже, что из всех топливно-энергетических олигархов, собравшихся на совещание в Сургуте, самые крупные козыри удалось собрать именно главе РАО "ЕЭС России" Анатолию Чубайсу. Главным политическим тузом в его коллекции, вероятно, станет забавный прецедент. По сути, председателю правления РАО фактически удалось занять место руководителя российского ТЭКа, хотя и всего на несколько часов. Анатолий Чубайс позволил себе не только покритиковать прошлые инициативы нынешнего министра Виктора Калюжного (например, картельное соглашение), но и осудить его за отсутствие стратегического подхода к решению проблем отрасли.
Топливная же стратегия самого Чубайса, представленная им на совещании в Сургуте, существенно отличается от его заявлений полугодовой давности. Неожиданно для всех глава РАО, еще недавно утверждавший, что его компания не в состоянии покупать у "Газпрома" топливо по мировым ценам, заявил о необходимости "радикального, хотя и не единовременного, повышения цен на газ для энергетики". Эту идею, и она была далеко не единственной, поддержал и Владимир Путин, выразив намерение обсудить механизм постепенного повышения цен на ближайшем заседании правительства.
Кстати, "постепенность" роста внутренних цен на газ может оказаться главным экономическим козырем Анатолия Чубайса. С одной стороны, принципиальное согласие повысить закупочные цены на голубое топливо блокирует инициативы "Газпрома" о сокращении его поставок на электростанции, с другой - неопределенные сроки позволят главе РАО найти новые источники финансирования этого мероприятия.
Главными претендентами на эту роль, похоже, как и в прошлом году, окажутся нефтяники. Не случайно Владимир Путин призвал компании увеличить поставки сырья на внутренний рынок, благодаря чему в ближайших планах Минтопэнерго оказались отмена режима дополнительных экспортных квот, а также решимость пресечь "любые ограничения по вывозу продуктов ТЭК". На валютных поступлениях нефтяников это, очевидно, скажется не лучшим образом, поскольку потребление российского сырья на мировых рынках значительно выше производной продукции. Однако это неизбежно обеспечит падение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, а также сократит затраты РАО на закупку топлива у нефтяников.
Еще одним источником увеличения финансовых потоков РАО, вероятно, станут и российские граждане. Не случайно итоги сургутской встречи породили разговоры о повышении внутренних тарифов на электроэнергию.