НЕОЖИДАННАЯ победа Владимира Жириновского в Верховном суде, вынесшем вчера решение обязать Центризбирком зарегистрировать лидера ЛДПР кандидатом в президенты, может оказаться всего лишь его победой на промежуточной стадии. Многие окрестили это событие сенсацией, однако до настоящей победы Жириновского пока далеко, а временное торжество лидера ЛДПР с большой вероятностью может обернуться очередным его поражением.
Напомним, что стать кандидатом в президенты Жириновскому ЦИК не позволил из-за того, что его сын Игорь Лебедев забыл указать в сведениях о своем имуществе маленькую московскую квартиру на улице Коштоянца. Однако судебная коллегия Верховного суда, к которой обратился лидер ЛДПР, оставила просьбу Жириновского восстановить его в правах претендовать на Кремль без удовлетворения. На этом он, однако, не остановился, и подал жалобу в кассационную коллегию ВС, которая и признала решение ЦИК незаконным.
Членов кассационной коллегии, видимо, настолько впечатлили эмоциональные доводы господина Жириновского о том, что квартира в общем списке имущества составляет лишь 0,69%, и о том, что его сын уже не является членом семьи несостоявшегося кандидата в президенты, что им пришлось дезавуировать решение своих коллег и фактически принудить Центризбирком продолжить судебную тяжбу. А в том, что продолжение последует, сомневаться не приходится. Достаточно вспомнить недавнюю историю, а точнее, сложную судьбу регистрации партии ЛДПР на прошедших парламентских выборах. Тогда, в декабре 1999 года, в кассационную коллегию Жириновский обращаться не стал. За него всей судебной канителью пришлось заниматься другим - "Российской консервативной партии предпринимателей", которую, как и детище Жириновского, с предвыборной дистанции сняли за исключение кандидата из первой тройки федерального списка. Решением ЦИК из списка ЛДПР выбыли Анатолий Быков и Михаил Мусатов (второй и третий номер), а список РКПП потерял певца Юрия Антонова, стоящего в списке вторым. Кассационная коллегия тогда также признала решение Центризбиркома незаконным, посчитав, что выбытие кандидата - не основание для отмены регистрации всего списка, и восстановила РКПП без Юрия Антонова. После этого по инициативе ЦИК был восстановлен также список ЛДПР, но без Жириновского и Быкова. Однако Центризбирком все же продолжил настаивать на своей правоте и с помощью Генпрокуратуры РФ внес иск на рассмотрение президиума Верховного суда. Выиграв дело, ЦИК с нескрываемым удовольствием вычеркнул из бюллетеней обе партии.
Сценарий развития декабрьских событий скорее всего повторится и на этот раз. Это хорошо понимают и сам Жириновский, и Центризбирком. Если закон о выборах депутатов в части, касающейся выбытия кандидата из списка, можно было трактовать по-разному, то закон о выборах президента поводов для споров не дает. Да и президиум ВС, как показала практика, компетентность Центризбиркома под вопрос не ставит.
Тем не менее теоретическая возможность вернуться в список кандидатов у Жириновского есть. И если такое случится, то лидеру ЛДПР только останется поблагодарить ЦИК за бесплатную рекламу. Электорат Жириновского, составляющий 3-4% населения, вполне может пополниться желающими вступиться "за несправедливо обиженного лидера ЛДПР". К тому же, если Жириновский все-таки будет признан кандидатом в президенты, его фамилию будут вписывать в бюллетень от руки. А это всегда привлекает дополнительное внимание избирателей.