ПРЕССА все настойчивее внедряет в сознание обывателя "феномен" В.Путина как нечто стихийное, не подконтрольное разуму. На самом деле никакого феномена нет. В России можно сделать национальным лидером человека любых достоинств, лишь бы не было бросающихся в глаза отклонений в поведении. Для этого достаточно двух условий. Первое - непрерывная череда информационных программ, в которых выбранный для этой цели человек делает громкие заявления, принимает важные решения, встречается с губернаторами, посещает госпитали и детские дома. О втором - фоне, позаботился предшественник, который совсем недавно месяцами "работал над документами" в Барвихе и был окружен, мягко говоря, не лучшими советниками.
Такое объяснение ничем не хуже иррациональной природы высокого рейтинга и.о. президента. Так или иначе, но в марте страну ждут не выборы, а голосование за назначенного в преемники. Возможно, если бы страна жила нормальной размеренной жизнью, устраивающей население, то лучшего бы и не надо. Опыт безразличной реакции на появление нового генсека вместо предшественника, досидевшего на своем посту до полной умственной и физической деградации, это подтверждает. Да, мы такие, таков наш менталитет.
Не переоценивают ли своих возможностей портные общественного сознания? Не оказались ли они сами под гипнозом показателей "опросов"?
ПУТИН. ИТОГИ "ЕЛЬЦИНИЗМА"
Положение в стране таково, что примерно для половины потенциальных избирателей возврат к восьмидесятым - предел мечтаний. Лишь 5-10%, хорошо погревших руки в эпоху "ельцинизма", будут активно драться за сохранение курса - им есть что терять. Существует большая часть населения (какая - покажут выборы), которая понимает, что "ельцины" приходят и уходят, а страна, в которой им и их детям жить, достойна лучшей участи. Они хотят, чтобы их творческий потенциал оказался наконец востребованным для решения этой задачи.
Чем на сегодня располагают те, кто будет выбирать, оценивая программы претендентов, а не голосовать за навязываемую кандидатуру? Рассмотрим позиции Г.Зюганова, В.Путина и Г.Явлинского - лидеров президентской гонки - по основным экономическим вопросам. Именно эти взгляды будут определять возможности страны во внутренней и внешней политике.
Следует отметить, что экономическая программа В.Путина вряд ли появится. В лучшем случае он еще раз, как и в конце февраля, выступит с чем-то вроде политического манифеста.
Намерения Г.Зюганова и Г.Явлинского в этой области хорошо известны из предвыборных платформ возглавляемых ими партий, составляющих основу их президентских программ.
В.Путин достаточно высоко оценивает результаты работы своего кабинета за последние месяцы, считая, что в достигнутом росте производства - его заслуга. Практически единодушные мнения экспертов о том, что ресурс девальвации исчерпан, а также о наступлении периода стагнации с угрозой перехода в новый спад, властью игнорируются. Не принимаются во внимание случайность и временный характер фактора высоких мировых цен на энергоносители, обеспечивших относительное благополучие текущего финансового положения страны.
Да, следует предвидеть трудности в исполнении бюджета в связи с тяжелыми обязательствами по внешнему долгу. Но это текущие задачи, так как экономика страны имеет положительную динамику и нет оснований полагать, что мы ее не сохраним. Увеличение налоговых поступлений в бюджет не вызывает опасений в исполнении обязательств по индексации зарплат и пенсий. Если же положение будет ухудшаться, у правительства есть мощный резерв в виде повышения исполнительской дисциплины (борьба с расхлябанностью, изменение состава министерств и т.п.).
Такая позиция кабинета министров вызывает сомнения в прочности проводимого курса и стабильности экономической системы страны.
Крайнюю озабоченность вызывает и позиция, занятая правительством по вопросу о внешнем долге. Дело не в том, что переговоры с Лондонским клубом закончились провалом для страны, а в том, что обнаружилось стремление отодвинуть вопрос "на потом", а не добиваться его положительного решения сегодня, когда еще есть возможность что-то исправить. Если бы М.Касьянов знал, что старая басня о говорящем ишаке широко известна, возможно, его не так сильно бы распирало самодовольство. Не хотелось бы думать, что имеется связь между его поведением и возможностью для ряда коммерческих структур крупно заработать на изменении котировок российского долга.
Такую же реакцию вызывают "старые грабли" ГКО, на которые рискуют вновь наступить претенденты на руководство страной в следующие четыре года. Прежняя пирамида ГКО, вывернувшая карманы населения, также начиналась с доходности, не превышающей сложившегося уровня в соответствующий период. Хватит нас кормить сказками о том, что это-де неинфляционный способ решения бюджетных проблем. Мы уже расплатились за преступную недальновидность творцов старой пирамиды трехкратным ростом цен и потерей вкладов в "системообразующих" банках. В связи с этим плохо воспринимаются высказывания В.Путина о том, что нам не к лицу быть "мелкими жуликами". Может быть, ему не нравится слово "мелкие"?
Исходя из реального положения дел во всех сферах жизни страны и каждого гражданина, Геннадий Зюганов и Григорий Явлинский единодушно оценивают ельцинский курс как трагический для настоящего и будущего России. При этом коммунисты не очень утруждают себя аргументацией, считая, что подмена реформ реставрацией капитализма не могла дать других результатов в силу порочности самой цели.
Явлинский возлагает на Ельцина и его администрацию вину за стратегические ошибки в ходе реформ, которые дискредитировали в глазах населения и реформы, и демократию. Уходя от идеологических оценок, Явлинский считает рыночную систему единственно возможной на современном этапе для решения всего комплекса проблем государства и каждого члена общества, будь то внешняя и внутренняя политика, экономика, социальная сфера.
Оба кандидата считают, что за прошедшее десятилетие страна пришла в упадок и в значительной степени утратила (проела, промотала, разворовала) ресурсный потенциал, унаследованный от плановой системы.
АЛЬТЕРНАТИВЫ. ОЦЕНКА РЕАЛИСТИЧНОСТИ
Начнем с Путина, так как из-за отсутствия информации здесь мало что можно добавить к стремлению избегать "резких движений" в следовании прежним курсом. Вместе с тем, понимая непривлекательность курса для абсолютного большинства населения, упор делается на наведение порядка в структурах исполнительной власти и в поведении самодеятельных субъектов хозяйства. Прибегнем к штампу и назовем его усилением роли государства, хотя каждый из наших кандидатов вкладывает свое содержание в этот процесс.
На мой взгляд, и Путин, и Зюганов переоценивают возможность государства влиять на экономические процессы. Достаточно обратить внимание на тот факт, что предприятия реального сектора через рынки сбыта и источники сырья накрепко привязаны к внешнему рынку, а их экономическое положение зависит от конъюнктуры на них и валютного курса. Конъюнктура нам не подвластна, а на административное формирование курса рубля или на глобализацию таможенного регулирования не замахиваются даже коммунисты.
На этом фоне предпочтительнее выглядит позиция Явлинского, который, понимая безнадежность попыток директивного управления, роль государства видит в формировании законодательных основ поведения участников рынка и усилении контроля за их неукоснительным исполнением. В то же время реалистичность формирования такого законодательства вызывает сомнение, так как структуры, привыкшие к экономическому хаосу и извлекающие из него выгоды, знают, как можно препятствовать принятию невыгодных для себя законов.
Важное место в содержательной части программ отводится инвестициям в основной капитал предприятий реального сектора. Похоже, что для правительства вопрос исчерпывается восстановлением привлекательности российского рынка для зарубежных инвесторов. При этом в позиции Путина вряд ли можно будет отыскать различие между портфельным и стратегическим инвесторами.
Коммунисты проявляют большую озабоченность состоянием производственных фондов предприятий реального сектора, считают делом первостепенной важности восстановление института государственных капиталовложений в наукоемкие и высокотехнологичные отрасли промышленности. Стратегический расчет программы Зюганова заключается в том, что эти отрасли, как локомотив, способны и должны вытащить страну из кризиса. Проблематичность подхода, на наш взгляд, заключается в переоценке возможностей реального сектора по реализации целевых программ.
В своей программе Григорий Явлинский отдает должное крайней актуальности проблемы. В отличие от Зюганова он не считает, что преодолеть кризис можно за счет прорывных производств. Не исключено, что его позиция продиктована более трезвой оценкой как состояния производственной базы, так и способности управленческого аппарата, развращенного безответственностью и коррупцией, определять такие производства и добиваться последовательной реализации программ. Его концепция основана на том, что при расчистке завалов после радикал-реформаторов первой волны будет восстановлена экономическая привлекательность реального сектора. Финансовые ресурсы не будут запираться в банковской сфере из-за несопоставимой доходности производства и финансовых спекуляций, а самотеком пойдут в реальный сектор. Это направление станет привлекательным и для банков, и для сбережений населения, и для зарубежных стратегических инвесторов. Временщиков, паразитирующих на доставшихся в процессе ваучерной приватизации производственных мощностях до их полного износа, заменит эффективный собственник.