КТО СКАЗАЛ, что нынешняя избирательная кампания президента России скучна и запрограммирована? Последние события, связанные с лишением кандидатского мандата Владимира Жириновского и возбуждением Мосгорпрокуратурой уголовных дел по факту подделки подписных листов в поддержку трех уже зарегистрированных Центризбиркомом кандидатов - Константина Титова, Евгения Савостьянова, Умара Джабраилова, - и незарегистрированного Исмаила Таги-заде, говорят о том, что сценарий президентских выборов приобретает поистине драматическую остроту. Создается впечатление, что некий режиссер крайне недоволен постановкой и, чтобы обеспечить зрительский аншлаг, решил использовать крутые спецэффекты.
Эти кандидаты уже прошли проверку ЦИК, и серьезных претензий к ним не было. Претензии были к помощнику депутата Мосгордумы Герману Хрусталеву, который тоже претендовал на кандидатский мандат. В его подписных листах обнаружили более 35 тысяч недействительных подписей. По нашим сведениям, Хрусталеву в ЦИК было открыто заявлено: "Или ты добровольно снимаешь свою кандидатуру, или мы подаем документы в прокуратуру". Претендент поспешил ретироваться сам. Немалое количество недействительных подписей было выявлено и в подписных листах Юрия Скуратова - 14,82%. Он буквально балансировал на грани. 15% брака - это тот рубеж, за которым следует отказ в регистрации. Но для Юрия Ильича эта коллизия разрешилась самым чудесным образом.
Уголовные дела по факту подделки были возбуждены после телевизионного сюжета, показанного 20 февраля в программе "Зеркало": некая анонимная студентка рассказала, что она за деньги "нарисовала" двести подписей в поддержку какого-то кандидата. Наверное, это был сигнал всем зарегистрированным кандидатам, ведь никто из них не мог дать полной гарантии, что их избирательные штабы не воспользовались услугами "частных фирм". В беседе с корреспондентом "НГ" руководитель одной из таких фирм откровенно заявил: "Когда я увидел в программе "Зеркало" девочку, которая, как о сенсации, рассказывала, что она подделала двести подписей, я долго смеялся. Двести штук - это сущая мелочь. Наша организация "собрала" подписи для двух кандидатов в президенты, а это более миллиона".
Ни для кого не секрет, что выборы - хороший бизнес, и сбор подписей в поддержку кандидатов является одним из компонентов этого бизнеса. Существуют группы людей, которые занимаются этим профессионально. Чаще всего это представители политических партий, которые были на подъеме в начале 90-х годов, а сегодня о них почти никто не помнит. Поскольку эти партии уже участвовали во многих федеральных и региональных избирательных кампаниях, у них есть огромные базы данных на избирателей во всех регионах страны. Именно эти базы данных и являются основой для "рисования" подписей.
Как и в любом бизнесе, здесь идет серьезная конкурентная борьба. По нашим сведениям, на последних парламентских и нынешних президентских выборах цены за одну подпись колебались от 6 до 10 рублей в зависимости от их качества. Если подписной лист оформлялся одной рукой, а подделывалась только сама подпись и дата, то цена такой фальшивки была минимальной, так как любой человек, когда-либо занимавшийся сбором подписей, мог сразу понять, что дело здесь нечисто. Если же весь лист заполнялся разными людьми, то работа ценилась гораздо выше.
Разница в потенциале кандидатов в президенты определялась и тем, где именно подделывались подписи. Если кандидат - хорошо известный и уже "раскрученный" политик, то подписи рисовались главным образом в регионах, если же он новичок и заведомый аутсайдер предвыборной гонки, то этим занимались исключительно в Москве. Основной рабочей силой в данном процессе, конечно же, являлись студенты, нанятые в качестве переписчиков фамилий избирателей из баз данных на подписной лист. При этом в отличие от прошлых избирательных кампаний "фирмы" старались не прибегать к услугам студентов для сбора подписей по домам. Проблема здесь заключается в том, что на самом деле студенты по квартирам не ходят, а просто переписывают фамилии избирателей из телефонной книги, выдумывая их паспортные данные. Разумеется, эти фальшивки легко разоблачить.
Итак, почему же Центризбирком руками Мосгорпрокуратуры вдруг решил раскрыть давно известный всем "секрет Полишинеля"? Кому выгоден этот громкий политический скандал с далеко идущими последствиями? Комментируя факт возбуждения уголовных дел, глава ЦИК Александр Вешняков заявил, что возможное сокращение числа кандидатов в президенты, которое может за этим последовать, "будет полезно обществу". По словам Вешнякова, виновные в подделке подписей избирателей понесут уголовную ответственность по статье 142 Уголовного кодекса, предусматривающей наказание до четырех лет лишения свободы, а кандидаты, воспользовавшиеся услугами подобных фирм, могут быть сняты с регистрации. В то же время председатель Центризбиркома подчеркнул, что "если данные санкции коснутся кандидатов-аутсайдеров, то никаких правовых последствий не будет, а если, не дай Бог, это коснется избранного президента, то по представлению ЦИК Верховный суд лишит его мандата и отменит результаты выборов".
Не подозревая г-на Вешнякова в попытке применить двойной стандарт, стоит все-таки обратить внимание на его слова о том, что "некоторые участники избирательной кампании обнаглели до невозможности, уверовав в свою безнаказанность, - рисуют подписи на одних, на других выборах". Означает ли это, что с подобными нарушениями ЦИК уже сталкивался на парламентских выборах, но "простил" кандидатов? Заметим, однако, что никто из четырех фигурантов нынешнего уголовного дела не участвовал в прошлых выборах в Госдуму. Значит, речь все-таки идет о других кандидатах, шансы на победу у которых достаточно высоки.
В предвыборных штабах "засвеченных" кандидатов скандальную новость об уголовных делах восприняли довольно болезненно. Один из руководителей штаба Константина Титова Юрий Сизов сообщил, что инициативные группы по сбору подписей в пользу самарского губернатора не пользовались услугами частных фирм. Впрочем, сам Константин Титов все же дрогнул, заявив, что вины самих политиков в возможной подделке подписных листов он не видит. Двойственная позиция кандидата в президенты объясняется довольно просто: его подписными листами фактически занималась та же команда, которая собирала подписи для референдума СПС и, как известно, многие из них были забракованы ЦИК. В штабе Евгения Савостьянова факт возбуждения уголовных дел расценили как "один из известных методов политической дискредитации конкурентов".
Возможно, именно в этом и заключается суть вопроса. Во время избирательной кампании в Госдуму Александр Вешняков не раз говорил о неких телефонных звонках "сверху" и постоянно подчеркивал при этом, что он игнорирует такие методы давления на ЦИК. По сведениям наших источников, в администрации президента тоже не раз сетовали, что Вешняков - "крепкий орешек" и с ним очень сложно "договориться". Сегодня председатель Центризбиркома о командах из Кремля журналистам не сообщает. Вряд ли это означает, что на него перестали давить. Скандал с фальсифицированными подписями и замечание Вешнякова о возможной отмене выборов вполне можно трактовать как отказ главы ЦИК действовать по чьей-то указке.
Однако это только одна из версий. Отсечение от предвыборной борьбы именно этих трех, а не других кандидатов (любого из которых можно заподозрить в подобном нарушении) может пойти на пользу Владимиру Путину. Если не брать в расчет Умара Джабраилова, за которого вообще непонятно, кто будет голосовать, то проценты Титова и Савостьянова, электорат которых придерживается праволиберальных взглядов, скорее всего отойдут Путину. В крайнем случае эти избиратели могут проголосовать за лидера "ЯБЛОКА" или против всех кандидатов, но уж никак не за Геннадия Зюганова. Ведь на правом фланге, кроме весьма неуступчивого Явлинского, никого не остается, а левые голоса легко распыляются между Зюгановым, Тулеевым, Подберезкиным, Скуратовым и Говорухиным, оставшимися в списке Центризбиркома. Несмотря на то что каждый в отдельности кандидат, которому сегодня грозит снятие с регистрации, является явным аутсайдером предвыборной гонки, электоральный ресурс всех их вместе взятых может стать неплохим подспорьем для фаворита президентских выборов, если он задумал победить в первом туре.