Анатолий Лукьянов готов войти в "мощную оппозицию" Кремлю. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
-АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ, одним из важных структурных изменений в нынешней Госдуме стало разделение Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, который вы возглавляли предыдущие четыре года. Было ли создание двух парламентских юридических комитетов чисто "техническим" решением или основная причина кроется в политике?
- В значительной степени это решение политическое, но была и практическая необходимость разрешения проблемы. В итоге председательство в одной части прежнего комитета передали представителю левого крыла Думы (КПРФ), в другой - правого (СПС). В нашем "портфеле" было около 500 законов и предложений по новым и текущим законопроектам. Естественно, такая перегруженность не способствовала концентрации внимания на главном. Имело смысл конституционные и другие вопросы законотворчества в сфере государственного права отделить от вопросов гражданского, уголовного, уголовно-исполнительного, процессуального законодательства. Мы работали вместе с председателем нового комитета Павлом Крашенинниковым, все вопросы достаточно спокойно решили. Подготовлен документ, где четко разграничены полномочия обоих комитетов, каждому из них досталось примерно по 20 позиций, направлений законотворчества.
- Какое "наследство" досталось бывшему министру юстиции, а ныне депутату фракции СПС Крашенинникову?
- В Комитете по законодательству остается ряд кодексов РФ и поправки к ним: УК, УПК, ГК, ГПК, а также Уголовно-исполнительный кодекс, законодательство в сфере юстиции, акты о регистрации юридических лиц и недвижимости, вопросы исполнения судебных решений, амнистии и помилования, подготовка и ратификация международных договоров о правовой помощи.
За последние годы прежний состав комитета самостоятельно подготовил 104 закона, среди них такие крупные правовые акты, как УК РФ, весь пакет избирательного законодательства о парламентских и президентских выборах. Помимо этого даны заключения почти на 200 проектов, разработанных в других комитетах. Также подготовлено свыше 40 постановлений Государственной Думы по самым различным вопросам и 30 обращений в Конституционный суд.
- Чем займется комитет в первую очередь?
- В нашем ведении остались функции, связанные прежде всего с конституционным законодательством. К ним относятся подготовка к рассмотрению Думой поправок к Конституции России и проектов федеральных конституционных законов - всего их, как известно, шестнадцать, половина из них уже принята. Это и законодательство о Конституционном собрании, о порядке разработки, принятия и официального опубликования нормативных актов. Конечно, и все избирательные законы. Далее идет целый блок не менее сложных и объемистых законов: о Федеральном собрании - парламенте РФ и статусе его депутатов, о президенте, о правительстве, об органах исполнительной власти и государственной службе. За нами остается законодательство об административных правонарушениях, практически это кодекс, в нем 545 статей. Полагаю, очень важной частью нашей работы в комитете будет участие в рассмотрении вопросов финансирования из госбюджета органов трех ветвей федеральной власти - законодательной, исполнительной и судебной.
- Из названия комитета исчезли слова "судебно-правовая реформа". Означает ли это, что реформа уже свершилась?
- Законодательство не стоит на месте и требует каждодневного внимания. Тем более что возникает ряд острых проблем, которые надо решать. Вопросы организации судебной системы, прокуратуры, адвокатуры, нотариата остаются в числе наших приоритетов. Множество предложений поступает при подготовке ко второму чтению закона об адвокатуре. Есть проблемы с нотариатом, со статусом частных нотариусов, осуществляющих государственные функции.
Требуют дополнительной проработки проекты законов о гражданстве, правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. За месяц с начала работы нынешней Думы прошло уже несколько заседаний нашего комитета. В марте должна быть внесена на второе чтение поправка к Конституции - о создании специальных следственных комиссий палатами Федерального собрания. Активно идет работа над важным и сложным законом о нормативных актах, который призван обеспечивать единство правовой системы России.
- С прошлого года действует закон о мировых судах и мировых судьях, о которых большинство россиян едва ли имеют полное представление.
- Создание института мировых судей является важной составляющей судебной реформы. В России примерно 16 тысяч судей, каждый из них в среднем рассматривает ежегодно около 100 уголовных и 800 гражданских и административных дел. Представляете, какова нагрузка? Это до тысячи дел на каждого судью. Возникла проблема, когда множество людей, ожидающих рассмотрения их дел в суде, годами находятся в местах предварительного заключения. Поэтому в такой острой ситуации мировые судьи должны взять на себя значительную долю гражданских дел, а также уголовных, по которым предусмотрен в УК срок наказания до двух лет. Создаются округа в субъектах Федерации, в двух третях из них количество таких округов мировых судей определено законодательно, в бюджете уже предусмотрено их финансирование.
- Кто является основным разработчиком, инициатором проектов законов?
- Пока что в нашем распоряжении главным образом законопроекты, внесенные депутатами: примерно две трети. С моей точки зрения, должно быть наоборот, чтобы большинство инициатив исходило от правительства. Такая практика существует в большинстве зарубежных стран. Мы тесно сотрудничаем и с правительством, и с министерствами, а также с теми структурами в администрации президента, которые занимаются законодательством.
- Как создается правовая база российско-белорусского союза?
- На наш комитет ложится подготовка совместно с ЦИК закона о выборах в парламент Союзного государства. Кроме того, принят в первом чтении закон о статусе депутата парламентского собрания Белоруссии и России. Через наши руки проходят и многие другие связанные с этим документы. Комитет давал заключение на Договор об образовании Союзного государства, который недавно вступил в силу. Это важный документ, к нему прилагаются программы, которые будут выполняться в течение ближайших пяти-шести лет.
Нами рассматривались и перспективы участия в парламентском собрании Белоруссии и России делегаций Армении, Украины и ряда других стран - участниц СНГ. Парламентское собрание работает достаточно активно, действуют его постоянные комитеты. В год проводятся три-четыре совместных заседания.
- Возвращаясь к теме наших российских выборов, как бы вы оценили качество новых избирательных законов?
- По этому поводу было немало споров, но в целом ключевые нормы, с которыми многие не соглашались, оказались вполне работающими. Например, об избирательном залоге. Теперь известно, что две трети партий и объединений, а также значительная часть депутатов не собирали подписей, а воспользовались залогом. Система заработала, причем не только в пользу, скажем, правых сил или богатых кандидатов, но и для защиты левых и всех тех, кого пытались не допустить, придираясь к собранным ими подписям. Наверняка в законе имеются и недоделки. Как только завершится кампания по выборам президента, мы не спеша, обстоятельно проанализируем все замечания и внесем какие-то поправки.
Хотя концепция, надо полагать, в целом себя оправдала, но от воздействия "грязных технологий" не застрахован никто. Сегодня, чтобы "обойти" избирательное законодательство, действуют целые институты. Только в Москве на прошедших думских выборах работали около 150 тысяч "пиарщиков", которые искали лазейки и недоработки в законах. По количеству занятых в этом "бизнесе" корпораций ситуация сравнима разве что с налоговым законодательством, методами его обхода.
- Судебные инстанции справляются с задачей разрешения конфликтных ситуаций, с потоком жалоб в ходе выборных кампаний?
- Судам это вполне по силам, но у нас и к ним есть нарекания. На сегодняшний день возбуждено более 300 дел, связанных с использованием "грязных технологий" и другими нарушениями в ходе выборов. Появились целые "зоны" - к примеру, в Дагестане, Татарстане, Башкирии, Самарской и Саратовской областях, - где выявлены значительные нарушения избирательных законов.
- Каков ваш прогноз на исход президентских выборов?
- Думаю, сейчас говорить о неизбежности победы Путина на выборах президента надо с большим поправочным коэффициентом. Никто из кандидатов не собирается проигрывать, тем более кандидат от коммунистов, от блока "За победу!". В любом случае Владимиру Путину, будет он президентом или нет, должна быть противопоставлена мощная оппозиция, реально отражающая волю и защищающая интересы трудящихся.
- Учтены ли в нынешнем законе особенности прошлой президентской гонки? Не пойдет ли все опять по "сценарию 1996 года"?
- В значительной степени недостатки прошлых выборов учтены. Однако ныне существующая президентская вертикаль - это очень опасный инструмент, когда он начинает вмешиваться в избирательную кампанию. Законом "О выборах президента" категорически запрещено участие в них любых должностных лиц органов власти. Мы же наблюдаем, как некоторые губернаторы в открытую говорят, что они будут использовать подчиненные им структуры для поддержки нынешнего исполняющего обязанности президента. Это грубейшее нарушение Конституции России. Видимо, в самое ближайшее время придется обратиться по данному вопросу к Совету Федерации с требованием, чтобы законодательство соблюдалось всеми безукоризненно.
Фактически Путин появляется на телеэкранах каждый день, от встреч с кем-то из политических деятелей до катания на горных лыжах и длительных интервью с известными телеведущими. Так что он давно начал свою избирательную кампанию. В то же время коммунистам руководители ТВ заявили: "Мы сделаем все, чтобы вы говорили только в форточку..." Пружина избирательной гонки максимально сжата, и вряд ли можно рассчитывать, что нарушений не будет. В нашем комитете создана комиссия из числа депутатов. Она специально займется случаями нарушения избирательного закона.
- Перенос выборов с лета на весну многими расценивается как своеобразное ЧП, нечто вроде переворота в рамках Конституции. Нет ли здесь угрозы для демократии?
- Угроза демократии существует только в случае, если будущий президент станет фигурой, управляемой со стороны нынешнего воровского российского капитала. Здесь серьезная угроза. Потому что этот капитал ничего из наворованного без сопротивления не отдаст. Он захочет диктовать условия сохранения своего места в обществе - и диктовать свою политику президенту. Пока остается реальная опасность диктата, будет сохраняться и угроза демократии.
- Однажды президент Ельцин воскликнул, что выше него есть только Бог. Надо ли вносить поправки в Конституцию?
- Нынешняя Конституция, как подсчитали ученые, о чем писала "НГ", никогда не была утверждена большинством народа. Она получила фактически 23% голосов избирателей. Конституция делалась впопыхах, как слепок с американской и французской форм правления, при огромном желании создать всевластного президента полумонархического типа. Поэтому так или иначе нынешняя Конституция нуждается в изменениях. Но здесь должна присутствовать согласованная воля парламента и всех политических сил, и на современном этапе нужно подойти к этому вопросу взвешенно и продуманно.
Существует высшее должностное лицо, которое обязано обеспечивать равный подход ко всем гражданам независимо от их социального положения и партийной принадлежности. Но это лицо не "под Богом" ходит, как говорил Ельцин, а под контролем народных представителей - таким замысливался статус президента в Советском Союзе, но сейчас этого нет. А контроль нужен постоянный: нельзя допустить, чтобы у президента была "свобода рук", не зависящая от закона и мнения общества.