По сравнению с январем первая двадцатка ведущих политиков страны обновилась, казалось бы, незначительно: в ней появились только две новые фамилии политиков, и ранее неоднократно занимавших не менее почетные места. Это председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков (8-е место против 24-го в январе) и медиамагнат, представляющий Группу "МОСТ", в том числе телеканал НТВ, Владимир Гусинский (19-е против 26-го).
Причина роста рейтинга Вешнякова лежит на поверхности - предвыборный марафон выходит на финишную прямую, а глава Центризбиркома в ряде случаев сумел продемонстрировать и принципиальность, и жесткость. Ситуация с рейтингом Гусинского несколько сложнее. Давление, оказываемое на НТВ, и те очевидные потери, которые несет телеканал, казалось бы, должны понизить политические акции его главы. Но, во-первых, именно активное противоборство в информационной войне привлекает к нему дополнительное внимание, а во-вторых, Гусинский "держит удар", а это главное, что работает на повышение авторитета. Тем не менее можно без преувеличения сказать, исторические перемены на политическом олимпе, зафиксированные данной экспертизой, связаны с другими персонами.
В феврале за пределами первой двадцатки ведущих политиков оказался первый президент России Борис Ельцин, ранее, с января 1993 года, как правило, лидировавший или по крайней мере входивший в призовую тройку (в январе этого года он впервые опустился на 8-е место). Также за пределами "двадцатки" оказался и, пожалуй, главный политический оппонент Ельцина последних двух лет Евгений Примаков.
Принято говорить, что политик является выразителем определенных сил общества, олицетворяет устремления и надежды масс. Это верно. Так же, как верно и то, что личные качества персоналий, находящихся на самой вершине властной пирамиды, придают неповторимый колорит политическим баталиям и эпохе в целом. Судя по результатам экспертизы, наступает эпоха других "выразителей надежд и чаяний".
Исполняющий обязанности президента Владимир Путин в феврале, как и все последние месяцы (с октября прошлого года), возглавляет рейтинг ведущих политиков страны. Причем лидерство Путина носит абсолютный характер: отрыв от ближайшего номинанта составляет уже более двух баллов, а кроме того, он лидер по позитивному влиянию (имеет наивысший средний балл с учетом знака влияния). Заметим, что обычно значение "проходного" балла для попадания политика в заветную сотню рейтинга равно примерно двум. Именно с таким отрывом Путин лидирует последние два месяца. Так, "проходной балл" февраля - 2.04, Путин же опережает идущего на втором месте депутата Госдумы Бориса Березовского на 2.15 балла. Последний, кстати, подтвердил свою влиятельность (его средний балл в феврале даже вырос на 0.03). Это позволило Березовскому обойти главу администрации президента Александра Волошина, средний балл которого уменьшился на 0.31 (3-е место в феврале против 2-го в январе). Еще на одну ступеньку вверх поднялся первый заместитель председателя правительства Михаил Касьянов (4-е место против 5-го в январе). А вот рейтинг председателя РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса, занимавшего ранее 4-е место, снизился, в феврале он лишь на 9-м месте. Трудно сказать, насколько зафиксированное экспертами уменьшение влиятельности Чубайса является симптоматичным для дальнейшего политического расклада сил. Возможно, это лишь временное ослабление позиций, которого трудно избежать практически любому политику. Однако, если учесть то обстоятельство, что в первой двадцатке рейтинга у Чубайса нет ни одного явного сторонника (в частности, ни одного из "идеологически близких" лидеров "Союза правых сил"), а его постоянный оппонент Березовский демонстрирует феноменальную устойчивость, то можно определенно утверждать, что на данный момент "чаша весов" явно склонилась в пользу последнего. Подтверждением этому может служить также заметный рост рейтинга коллеги Березовского по работе в Госдуме и, как утверждают, партнера по бизнесу Романа Абрамовича (5-е место в феврале против 13-го в январе).
В феврале серьезно понизился рейтинг мэра Москвы Юрия Лужкова, который за все шесть лет проведения экспертиз только два раза выпадал из лидирующей десятки (по одному разу в 1993 и 1995 году). Сегодня Лужков лишь на 17-м месте (против 9-го в январе). Состояние кризиса, в котором находится движение "Отечество - Вся Россия", весьма отчетливо выразилось в отсутствии единой позиции по кандидатам на пост президента. Политическая база мэра в основном сузилась до размеров города. Правда, если учесть то, что речь идет о самом крупном мегаполисе страны и ее столице, это тоже немало.
Среди других изменений в первой двадцатке рейтинга можно отметить некоторое повышение рейтинга лидера КПРФ Геннадия Зюганова (6-е место против 7-го в январе). А вот авторитет председателя Госдумы Геннадия Селезнева, по мнению экспертов, несколько снизился (10-е место против 6-го в январе).
* * *
ПРИХОД в Кремль нового президента неминуемо влечет за собой перераспределение политических сил всей страны. Однако приставка и.о. в случае с Владимиром Путиным, предполагающая некоторую неопределенность в его судьбе, пусть и номинальную, тем не менее обуславливает тот факт, что в отношении появления новых политических фигур в стране пока наблюдается острая "напряженка". Мартовские выборы, видимо, подправят этот недостаток нынешних рейтингов. Не столь уж малое на первый взгляд число приведенных во власть Путиным людей еще тем или иным образом проявит себя. Пока же, хотя сам первый президент России покинул двадцатку влиятельных политиков, речь идет лишь о перестановках среди политиков "ельцинской эпохи".
В этом смысле данные февральского опроса принесли свою маленькую "олигархическую" сенсацию. Анатолий Чубайс потерял пять пунктов, тогда как Борис Березовский стал после Владимира Путина, согласно опросу, вторым по влиятельности в государстве человеком. Кроме того, политики, причисляемые общественным мнением к людям, имеющим отношение в той или иной степени к Березовскому, имеют в рейтинге высокие показатели. Это и Александр Волошин, правда, несколько ослабивший свое влияние в пользу Березовского, и Михаил Касьянов, возвысившийся на один пункт, и Роман Абрамович, с 13-го переместившийся на 5-е место.
Примечательно, что последний месяц как раз таки ознаменовался резкими заявлениями Владимира Путина относительно так называемых олигархов. Тема взаимоотношений власти и крупного капитала явно занимает и.о. президента, и он неоднократно высказывался за уравнивание прав олигархов и других бизнесменов. Однако, сколько бы ни говорил и.о. президента, что будет строить свои отношения с олигархами на общих основаниях, как, например, с владельцами обувной мастерской или маленькой булочной, данные опроса свидетельствуют об обратном. Пока налицо лишь усиление одной из вечно противоборствующих сторон за звание самого влиятельного в Кремле политика за счет другой.
Столь стремительному падению чубайсовских показателей во многом способствовала критика Владимира Путина в отношении главного энергетика страны, связанная в основном с нынешней профессией Анатолия Чубайса. Впрочем, корень недовольства и.о. лежит несколько в иной плоскости. Слишком частые проявления главы РАО "ЕЭС России" не как энергетика, а как политика вызывают определенное раздражение главного обитателя Кремля. Достаточно вспомнить, как в минувшем декабре Владимир Путин реагировал на некоторые высказывания Бориса Березовского, предлагавшего, к примеру, свои услуги в организации предвыборного штаба главного кандидата в президенты. Анатолий Чубайс, по сути, делает ту же ошибку, что в свое время и Борис Березовский, - подчеркнуто демонстрирует свою близость к премьеру вопреки его желанию. И расплачивается за это своим рейтингом.
Вообще, как показывают данные опроса, "точечная" атака на олигархов оказывается гораздо более действенной, чем общие рассуждения на тему взаимоотношений власти и капитала. Указание фамилий, характера прегрешений того или иного политика производит гораздо больший эффект. И если в минувшем декабре "данайцем", даров которого так не хотел Путин, был Борис Березовский, то в этом месяце им стал Анатолий Чубайс.
Еще один представитель крупного капитала - Владимир Гусинский, хотя и конкуренции во влиятельности Березовскому и Чубайсу, судя по данным опроса, составить не может, все-таки упрочил свои позиции. Во многом это связано с его верностью избранной позиции в отношении действующей власти. После думских выборов многие аналитики гадали, когда же подконтрольный Гусинскому медиа-холдинг начнет плавно переориентироваться в сторону смягчения своего отношения к Кремлю, считая это лишь делом времени. Однако этого не произошло. Напротив, непрекращающиеся, хотя и вялотекущие, атаки, производимые "Медиа-МОСТом" в условиях жесткого финансового давления со стороны государства, заставляют рассматривать Гусинского как сильного игрока российской политсцены.
Другой интересной особенностью февральского рейтинга, закрепляющего январскую тенденцию, стало то, что в списке влиятельных политиков практически полностью отсутствуют представители органа, полноценным главой которого является Владимир Путин. В двадцатке (за исключением Михаила Касьянова и Виктора Геращенко, которые в силу своих должностей не могут находиться за ее пределами) представлены лишь министры-силовики, которые подчиняются напрямую президенту, а не премьер-министру.
Общее снижение влиятельности обитателей Белого дома, с одной стороны, обусловлено должностным двуединством Путина, волей-неволей вынужденного выбирать в пользу Кремля. С другой - все тем же кадровым голодом, который испытывают в органах исполнительной власти. Впрочем, похоже, что именно такого расклада сил и будут добиваться при президенте Путине. Министры - влиятельные политики это несколько не то, что хотелось бы видеть Кремлю.