С СЕГОДНЯШНЕГО дня все кандидаты в президенты имеют право огласить свои предвыборные программы. Один из претендентов на высший государственный пост, Геннадий Зюганов, это сделал заранее, за что получил небольшую взбучку со стороны ЦИК. Однако гораздо большую популярность получил не сам опубликованный документ, а известный выпад лидера КПРФ в адрес своего основного противника Владимира Путина: "Уже и ужин прошел, и завтрак, и на лыжах покатался, а программы все нет".
Зюганов, скорее всего, ошибался - программа есть. И.о. президента в последнее время черпает из нее не только основные тезисы, но и наиболее удачные словосочетания. "Хитом" лексикона и.о. президента стало слово "эффективный" - это высшая степень одобрения, а все негативные по смыслу прилагательные успешно заменяет "неэффективный". Редкое заявление обходится без "приоритета" или "приоритетнейшего". Немного отстает "механизм" и "долгосрочная перспектива".
О конкретном содержании предвыборной программы пока можно только догадываться, однако она, скорее всего, не слишком противоречит избранному Владимиром Путиным фирменному стилю. У него есть лишь одна главная характеристика - предельная осторожность. Любому собственному заявлению и.о. президента тотчас же выставляет собственный противовес, и так происходит почти всегда, за исключением, пожалуй, лишь темы операции в Чечне. В результате из заявлений Путина можно составить не одну, а несколько программ, между которыми может оказаться не слишком много общего.
1. "Экономическая политика правительства будет умеренно либеральной" (Москва, 18 января) - "Перед Россией стоит стратегическая задача - стремительная модернизация экономики" (Зеленоград, 8 февраля).
2. "Правительство РФ намерено внести в Госдуму проект закона об оздоровлении финансового положения сельхозпроизводителей" - "Санация будет проходить под условием ужесточения ответственности. Я не завидую тем, кто попадет под санацию" (Краснодар, 11 февраля).
3. "Мы должны уйти от ситуации, когда государство однажды гарантирует право собственности, а затем выступает инициатором пересмотра этого" (Иркутск, 18 февраля) - "Большинство предприятий - в руках неэффективных собственников, и государство обязано вмешаться в эту ситуацию" (Краснодар, 11 февраля).
4. "Никаких заявок на увеличение расходов бюджета, не обеспеченных реальными источниками финансирования, приниматься не будет" - "Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, разработка соответствующей программы находятся в числе приоритетных планов правительства на ближайшее время" (Петрозаводск, 12 января).
5. "Государственная власть и органы правопорядка - это единый механизм" - "Я не имею в виду усиление силового блока, который будет довлеть над личностью".
6. "Это, конечно, выходит за рамки расхожей формулы, сводящей роль государства в экономике к выработке правил игры и контролю над их соблюдением. Со временем мы, скорее всего, придем к этой формуле. Но сейчас ситуация требует от нас большей степени государственного воздействия на экономические и социальные процессы. Определяя масштабы и механизмы системы государственного регулирования, мы должны руководствоваться принципом: "Государства там и столько, сколько необходимо; свободы там и столько, сколько нужно" ("Россия на рубеже тысячелетий"). - "Сейчас национальной идеей может быть только одно: патриотизм и благополучие граждан, гарантированное государством, соблюдение прав и свобод" (Волгоград, 22 февраля).
7. "Введение института назначаемых губернаторов не решит проблему отношений между федеральным Центром и субъектами Федерации" (Иркутск, 18 февраля) - "С учетом исторического развития России можно было бы не спешить с избираемостью губернаторов" (там же).
Подобные противоречия - характерная особенность Путина. Это, скорее всего, связано с самим принципом формирования путинской идеологии - как известно, Центр стратегических разработок аккумулирует все возможные представления о тактике и стратегии развития государства, пытаясь вычленить среди них оптимальный путь. И если сам центр по-прежнему не желает выходить из тени, оставаясь довольно закрытой структурой, то и.о. президента вынужден в случае надобности озвучивать предлагаемые ему идеи, автоматически становясь в глазах большинства их автором. Постепенно Владимир Путин теряет столь прочно прикрепившийся к нему образ "жесткого политика". Зачастую он действительно ведет себя как обычный кандидат в президенты, действуя по принципу "и нашим, и вашим".
Оно и правильно - предвыборные программы претендентов все равно изучают разве что специалисты, а дело премьера или и.о. президента раздавать поручения, а не отчитываться о своих намерениях.