Dimitri K. Simes. After the collapse Russia seeks its place as a great power. - New York: Simon & Schuster, 1999, 272 p.
В ПОЛИТИЧЕСКИХ, научных и деловых кругах США, а также среди американской общественности развернулась острая и масштабная дискуссия вокруг России в целом, перспектив ее развития, а также результатов политики администрации Клинтона на российском направлении. В этом плане большой интерес представляет вышедшая в конце прошлого года книга авторитетного специалиста Дмитрия Саймса "После распада Россия ищет свое место как великая держава". Саймс родился в СССР и эмигрировал в США в 1973 году, а в последние годы жизни бывшего президента Никсона был его ближайшим сотрудником, сопровождал Никсона в поездку в СССР в 1991 г., а затем в 1992 г. в Россию уже после распада СССР.
Автор сразу делает оговорку, что это книга не о Никсоне, а об отношениях США с Россией, а в более широком плане - о внешней политике США на пороге новой исторической эпохи. Автор книги выражает беспокойство по поводу нынешнего состояния российско-американских отношений, отсутствия прогресса в них на ключевых направлениях, и прежде всего стратегических наступательных вооружений. Более того, он рассматривает политику Клинтона как стратегическое поражение, как "потерю России" в качестве дружественного, а то и союзного США государства. Семь лет спустя после роспуска СССР, пишет он, проблема состоит не в том, что Россия станет авторитарным государством, вернется к новому гегемонизму, а в том, что Россия во все большей мере обращается к своей истории, испытывает подозрения к американским интересам, проявляет напористость в противодействии этим интересам. И как в 1991 году, сегодня вновь возникает угроза социальной стабильности и территориальной неприкосновенности в результате продолжающихся экономических трудностей.
Во-первых, полагает автор, надо понизить масштабы вовлеченности США во внутренние дела России. Администрация же Клинтона, напротив, советует, как проводить экономические реформы, и даже указывает, кто конкретно должен заниматься этим. Это, естественно, не могло не вызывать недовольство российских политиков. В то же время американское руководство пытается "не замечать" порой далеко недемократические действия российского руководства.
Во-вторых, в книге подвергаются критике некоторые преждевременные (с точки зрения автора) шаги администрации Клинтона в отношении России. Среди них, например, прием в "большую восьмерку". И вообще администрация старалась избегать создавать ситуации, неудобные для России и ее президента.
В-третьих, приходит к выводу автор, разумнее относиться к России, как к серьезной державе, имеющей свои интересы. Россия уже достаточно зрелое государство и не нуждается в постоянных инструкциях и поддержке. Не является Россия и возрожденной "империей зла". В реальности - это формирующаяся страна, сталкивающаяся с трудностями, страна с трагическим прошлым и неясным будущим, но с которой США обречены иметь как общие интересы, так и серьезные разногласия. Как и с другими государствами, США следует прежде всего делать упор на их внешнеполитическом поведении, нежели на конкретных личностях или даже фракциях в России. Например, однобокая искусственная поддержка Ельцина вызывала недовольство и в России. США должны иметь дело с любым российским лидером, который придет к власти демократическим путем.
Саймс завершает свою книгу предупреждением о том, что если враждебное восприятие Америки ляжет в основу российской внешней политики раньше, чем Россия встанет на ноги, то может возникнуть... "угроза постоянного, твердого и упорного сопротивления политике США в глобальном масштабе, и именно это и будет главным вызовом для США в ХХI веке".