СЕГОДНЯ в Совете Федерации пройдет "круглый стол" по конституционному закону "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ". Политическая практика показывает, что в самое ближайшее время новый закон может очень пригодиться. Не случайно участвовать в этом мероприятии будут представители администрации президента, а также правительства.
В президентском послании 1999 г. "Россия на рубеже эпох" принятие этого закона было предусмотрено в первоочередном порядке. Этот документ был принят в первом чтении Государственной Думой. Но, по мнению экспертов Совета Федерации, окончательный его вариант потребует "тщательной доработки". В частности, необходимо привести статью 2, устанавливающую конституционные принципы федеративного устройства РФ, в точное соответствие со статьями Конституции или же вообще исключить содержание статьи из текста, поскольку нет никакой необходимости лишний раз дублировать содержание Основного закона.
Другим, и более значительным, упущением проекта является то, что его нормы ограничиваются регулированием образования нового субъекта Федерации за счет территорий других ныне существующих субъектов. Между тем в качестве таких оснований реально могут выступать также разделение какого-либо из ныне существующих субъектов или выделение из нескольких существующих субъектов частей их территории. Необходимо включить в законопроект нормы, регулирующие упразднение субъектов РФ. Самый очевидный случай - ликвидация областей путем присоединения их отдельных частей к соседним регионам. К примеру, некоторые эксперты утверждают, что Еврейская АО могла бы целиком войти в состав Хабаровского края и ее жители от такой "рокировочки" ничего не потеряли бы. Назрело объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области, причем на практике это слияние уже идет. Сливаются системы здравоохранения, охраны правопорядка и т. п. Самый сложный случай - будущее Чеченской Республики.
Проект конституционного закона рассматривает возможность принятия в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории. Вопросы об этом в соответствии с законом выносятся на референдум. В то же время в соответствии со статьей 8-й закона о референдуме инициатива его проведения в России принадлежит либо не менее чем двум миллионам граждан, либо Конституционному собранию. Таким образом, для вынесения вопроса на референдум о принятии в РФ нового субъекта нужно провести мероприятия по сбору подписей. Причем данную работу должны провести либо сами граждане, либо общественное объединение без участия органов государственной власти. У государства, следовательно, в руках нет реального правового механизма, позволяющего ему влиять на инициирование референдума. В свете объединения с Белоруссией актуальность этого вопроса весьма высока.