0
2203
Газета Политика Интернет-версия

23.02.2000 00:00:00

Какой вице-президент нужен стране

Абдул-Хаким Султыгов

Об авторе: Абдул-Хаким Султыгов - директор Института гуманитарно-политических технологий им. А.Авторханова.

Тэги: вицепрезидент


ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, должен же федеративный, многонациональный характер России проявляться и в представительстве нерусских народов в иерархии высших государственных должностей Федерации. Во всяком случае, за семь лет, прошедших после принятия Конституции РФ, ни один представитель нерусского титульного народа России не занимал должности президента РФ, председателя правительства РФ, председателя Совета Федерации РФ, председателя Государственной Думы РФ, председателя Конституционного суда РФ, председателя Верховного суда РФ, председателя Высшего арбитражного суда РФ, должность Генерального прокурора РФ и даже председателя ЦИК РФ.

Совершенствование государственно-политического строительства, на мой взгляд, немыслимо без введения института вице-президентства.

Принципиально новое в настоящей постановке вопроса то, что вице-президент должен исполнять не только отдельные поручения президента России, но и быть наделенным четкими полномочиями, прописанными в Конституции РФ.

Сферой его компетенции должны стать наиболее запущенные и взрывоопасные проблемы страны - федеративные, межнациональные и межконфессиональные отношения, защита прав народов, национальных и иных, в том числе конфессиональных, меньшинств и малочисленных народов, развитие системы местного самоуправления Российской Федерации.

Так, в соответствии с Конституцией РФ, в ведении Федерации находятся: регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического, социального, культурного и национального развития, а в совместном ведении России и ее субъектов: особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

По-видимому, к компетенции вице-президента могли бы быть отнесены и такие провальные вопросы, как контроль за соблюдением федеральных законов и обеспечением соответствия Конституции и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам (ст. 71 п. а и ст. 72 п. а Конституции РФ).

Вице-президент мог бы координировать политику России по отношению к странам - членам СНГ и Балтийским государствам, в частности - по линии соблюдения прав и свобод русскоязычных общностей, оказавшихся за пределами исторической Родины.

И, наконец, чтобы не стать "яблоком раздора", введение должности вице-президента должно сопровождаться внесением в Конституцию РФ следующих положений:

- в случае неспособности президента РФ исполнять свои полномочия их, до проведения досрочных выборов президента РФ, выполняют следующие высшие должностные лица государства: председатель правительства РФ, а в случае и его неспособности - председатель Совета Федерации РФ и далее, по этой схеме, председатель Государственной Думы РФ, вице-президент РФ;

- регламентирующие основания и реальную процедуру отрешения вице-президента от должности, не прибегая к обстрелу его резиденции, - очередного Белого дома.

Кто должен стать вице-президентом России?

Безусловно, дело здесь заключается не столько в персоне, сколько в принципе. Вне всякого сомнения вице-президентом России должен стать представитель одного из коренных нерусских народов Российской Федерации. Здесь мы, что называется, имеем полный алфавитный набор возможных кандидатов: от адыгейского и алтайского до якутского народов.

Такая же картина складывается и в рамках правительства РФ применительно к финансовому, силовому и внешнеполитическому блокам вопросов.

По-видимому, если занятие должностей президента РФ и председателей палат Федерального собрания можно объяснить по крайней мере объективными причинами - обозримыми горизонтами российского демографического расклада, - то ситуация с другими должностями это признак политической недальновидности.

Полагаю, что многонациональный федеративный характер страны должен начинаться с его демонстрации на уровне высших государственных должностей исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. В противном случае Россия не создаст самодостаточных подпорок, отсутствие которых во многом предопределило паралич союзного Центра и распад СССР.

Конечно, с точки зрения высших демократических стандартов Конституции РФ решение этой проблемы по ливанскому или дагестанскому вариантам невозможно. Наиболее безболезненный выход видится в направлении культивирования, в известном смысле прецедентного, неписаного федерального права.

В этом смысле предполагается, что Владимир Путин (а вслед за ним и другие претенденты на президентское кресло) делает заявление о необходимости введения института вице-президентства и о своем намерении, в случае избрания президентом РФ, внести предложение о соответствующих конституционных поправках и намерении выдвинуть на эту должность представителя одного из титульных нерусских народов России.

При этом делалось бы следующее разъяснение: кандидатура вновь введенной в Конституцию РФ должности вице-президента на начальном этапе утверждается Федеральным собранием России (на заслушивании первого, после избрания президента РФ, ежегодного послания президента России). Кандидат на должность вице-президента, внесенный президентом РФ на утверждение Федерального собрания, излагает свою программу, одобренную президентом России.

В последующем президент и вице-президент избираются по традиционной схеме в "связке".

Причем само по себе такое заявление автоматически обеспечивает Владимиру Путину значительную часть голосов нерусских избирателей Российской Федерации, составляющих не менее 20% от общего числа избирателей, а в случае использования адекватных выборных технологий - и подавляющую их часть.

Какой народ должен делегировать своего представителя в вице-президенты России? Наиболее многочисленный или малочисленный, наиболее "боевитый" или наименее заметный, депутат от одной из республик или единственной автономной области Российской Федерации? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ, но думать надо уже сегодня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2201
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2898
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2173
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3863

Другие новости