НЕСМОТРЯ на то, что основные кандидаты на пост президента уже определены и бюллетень для голосования окончательно сформирован, страсти по поводу отказа в регистрации кандидатом на пост главы государства Владимиру Жириновскому не утихают. Многие до сих пор с уверенностью говорят о том, что его возвращение в предвыборную гонку вполне возможно. Да и председатель Центризбиркома Александр Вешняков заявляет, что в бюллетене еще возможны некоего рода изменения. Правда, произойдет это лишь в том случае, если зарегистрированные кандидаты нарушат положения закона, касающиеся, к примеру, предвыборной агитации или впоследствии обнаруженного незадекларированного ими имущества. Однако, по всей видимости, Вешняков имеет в виду скорее корректировку бюллетеня в сторону уменьшения количества обозначенных в нем кандидатов, а отнюдь не возвращения туда Владимира Вольфовича или кого-либо еще.
Почему именно вокруг Жириновского стали возникать подобные слухи - вполне понятно. Именно он стал той фигурой, на которой Центризбиркому создали репутацию политически значимого и авторитарного ведомства. Напомним, что и в парламентскую кампанию именно по воле ЦИК лидеру ЛДПР пришлось потратить столько нервов. До этого никто и представить не мог, что одной из сильнейших в электоральном смысле партий России могут отказать в регистрации, причем два раза. Однако тогда это все же произошло, и Владимир Жириновский стал своего рода мерилом, по которому придирчиво изучали - полномочен ли Центризбирком прощать, к примеру, Ирине Хакамаде неуказанный в ее сведениях об имуществе автомобиль или нет. Многие и сегодня, руководствуясь воспоминаниями о парламентских разборках, полагают, что подобного рода споры уместны при рассмотрении вопросов о регистрации кандидатов в президенты, при этом продолжая обвинять ЦИК в пристрастности и диктатуре.
Но если при выборах в Госдуму проявлять "диктаторские" замашки Центризбиркому и позволял закон, то обвинять ведомство Вешнякова сейчас в особой пристрастности к вождю ЛДПР просто не имеет смысла. Выборы проходят уже по новому закону о выборах президента, в разработке которого, кстати, принимал участие и ЦИК. Согласно ему, Центризбирком обязан отказать кандидату в регистрации, если он не указал в своих сведениях находящиеся в собственности квартиру, дом, земельный участок, воздушное, морское, речное судно, предприятия и так далее (статья 39). Такие тонкости в законе были прописаны намеренно, этим ЦИК облегчил себе задачу - отказался от роли судьи и пресек обвинения в пристрастности. Зарегистрировать Жириновского, тем самым нарушив закон, Центризбирком не имел юридического права. Тогда в суд потянулись бы многие уже зарегистрированные кандидаты, потребовавшие бы соблюдения равных прав, а также другие "обиженные" Александром Вешняковым. Верховный суд уж тем более не будет потворствовать нарушению закона и скорее всего поддержит решение ЦИК.
А пока Владимир Жириновский еще лелеет последнюю надежду вернуться в кандидаты, те, кто уже укрепился там законно и полноправно, продолжают материально запасаться перед окончательным рывком предвыборной гонки и формировать избирательные фонды. Так, по словам Вешнякова, больше всего средств удалось собрать основному кандидату в президенты - Владимиру Путину. На его избирательном счету в Сбербанке благодаря пожертвованиям физических и юридических лиц уже накопилось около 25 миллионов рублей. На втором месте - Геннадий Зюганов с его 15 миллионами рублей, Аман Тулеев собрал 13 миллионов рублей, Алексей Подберезкин - 2,5 миллиона рублей, а Григорий Явлинский лишь 500 тысяч. При этом председатель ЦИК напомнил, что предельный порог использования средств из избирательного фонда одним кандидатом составляет 26 миллионов рублей, а кандидатам, вышедшим во второй тур, будет позволено потратить дополнительно еще восемь миллионов.