Пока время горячих споров по принимаемым законам не пришло. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
НА ВЧЕРАШНЕМ пленарном заседании Государственной Думы депутатам в которы раз в принципе делать было нечего - в повестке дня значились несколько не слишком первоочередных законопроектов, а также большое количество кадровых и технических постановлений. Единственное, что заняло вчера время и внимание законодателей - и то только после обеда, - это правительственный час, в рамках которого они выслушали два важных доклада. Один из них должен был сделать министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Однако вместо него в Думу пришел его заместитель. Говорил он, естественно, "о мерах правительства РФ по проведению весенне-полевых работ в 2000 году". Однако еще более интересным для подавляющего большинства депутатов стало, конечно, выступление первого вице-премьера, министра финансов Михаила Касьянова, прокомментировавшего итоги переговоров правительства России с кредиторами Лондонского клуба и давшего свой прогноз о перспективах для консультаций с Парижским клубом.
Перед разговором с министрами депутаты получили возможность отдохнуть в течение трех с лишним часов - уже к половине первого дня они закончили все свое законотворчество. По предложению аграрного комитета и из-за тактических соображений был отклонен проект закона о реализации конституционных прав граждан на землю. Он был создан для нейтрализации такого же указа президента Ельцина, но к нынешнему моменту актуальность уже потерял. Перенесен был и срок перерегистрации религиозных организаций - в поправке к закону о свободе совести он отодвинут до конца текущего года. После 31 декабря 2000 года те религиозные объединения, которым не удастся перерегистрироваться, могут быть по решению суда ликвидированы.
Однако главным политическим событием вчерашнего думского дня многие из депутатов посчитали голосование по отмене постановления о распределении полномочий между комитетами по законодательству и по конституционному законодательству и госстроительству. Оно было принято в среду и закрепило, что все вопросы конституционной реформы, конституционные законы, законодательство о всех выборах и референдумах, о всех ветвях и органах власти и многое другое отдаются структуре Анатолия Лукьянова (КПРФ). Комитету же Павла Крашенинникова (СПС) досталось гражданское и уголовное законодательство, амнистии и еще кое-что - политически гораздо менее важное. Некоммунистические фракции еще тогда сообразили, что сделали что-то не то, но голосование к тому моменту уже состоялось. Вчера же создание некоммунистического большинства по этой проблеме, что, например, Сергеем Кириенко было названо знаковым событием, не обошлось без политических наскоков. Коммунисты покритиковали своих коллег из других фракций за то, что те ничего не делают без подсказки Кремля. Представитель последнего Александр Котенков возмутился и заявил, что никакого отношения администрация и.о. президента к происходящим событиям не имеет. Представитель же СПС, в свою очередь, публично радовался, что предстоит вбить еще один гвоздь в союз КПРФ и "Единства". Прежнее постановление все-таки было отменено. К следующему заседанию обоим комитетам предстоит согласовать новое распределение полномочий, но уже сейчас ясно, что за конституционные вопросы между ними будет происходить серьезная борьба.
Интересно, что фракция "Единство" и ее союзник - группа "Народный депутат" при вчерашнем обсуждении сидели молча, как они поступают в подавляющем большинстве случаев. Хотя именно они в принципе и являются главными виновниками пробуксовки законодательной деятельности Государственной Думы. Между тем как раз "Единство", участвуя в предвыборной кампании, декларировало то, что депутаты идут в Думу не болтать или переваривать полученные привилегии, а активно работать на благо страны.