СЕГОДНЯ в России, несмотря на принятие Бюджетного кодекса, бюджетные отношения только на федеральном уровне регулируются посредством более десятка федеральных законов, множеством указов президента и огромным числом подзаконных актов. Такая же картина - и в области налогового, банковского, валютного, таможенного законодательства. Но главная проблема не в количестве нормативных актов, а в том, что они не увязаны в единую систему. И, что особенно важно, не пронизаны единой идеей развития финансовых отношений, ориентированной на решение задач социального и экономического развития.
Справедливости ради нужно признать, что для решения текущих задач в законодательство постоянно вносятся отдельные изменения и дополнения. Однако при этом далеко не всегда просчитываются негативные последствия для экономики в целом, которые могут появиться уже в недалеком будущем в результате непродуманного, скоропалительного латания дыр в бюджетном и налоговом законодательстве. Это превращает его в силу, разрушающую единство экономического, правового и политического пространства государства.
Правительство фактически монополизировало сферу бюджетного процесса на федеральном уровне, в результате чего ежегодная процедура утверждения закона о бюджете превратилась во многом в ритуальное действо. Бесконтрольность и возможность произвола, выгодных, безусловно, для исполнительной власти, стали, на мой взгляд, одними из причин бюджетного кризиса в России.
Однако главной задачей нормализации законодательного процесса в финансовой сфере сегодня является как раз не принятие новых законодательных актов, а систематизация и координация действующих. При этом существующая система правового обеспечения процессов управления финансово-экономическим развитием России должна совершенствоваться по нескольким направлениям.
Это, во-первых, систематизация и координация действующего федерального и регионального законодательства с целью правового обеспечения программ восстановления и развития финансово-экономического потенциала России. Во-вторых, очень важно привести бюджетное и налоговое законодательство в соответствие с Гражданским кодексом и Конституцией, а также дальнейшее развитие принципов бюджетного федерализма. В-третьих, определить меру ответственности всех участников бюджетного процесса за соблюдением законодательных норм.
К числу приоритетов я также отнес бы переход от принципа централизации полномочий к координации усилий, расширение прав территорий в области внешнеэкономической деятельности и ее либерализация, разработка единой государственной системы гибких социальных и финансово-экономических нормативов, обслуживающих бюджет и, наконец, определение позиций налогового трансферта.
Все это должно найти отражение в процессе внесения изменений и дополнений в Бюджетный кодекс, принятие которого должно стать одной из основных и первостепенных задач нового состава Государственной Думы.
Несмотря на постоянную работу по совершенствованию налогового законодательства, проблема создания стабильной и эффективной налоговой системы остается по-прежнему актуальной. Для успешного осуществления налоговой реформы необходимо, в частности, скоординировать работу палат Федерального собрания по созданию более совершенной налоговой системы.
Что в первую очередь надо предпринять в этой сфере? Каковы должны быть приоритеты?
На мой взгляд, в специальной части Налогового кодекса необходимо предусмотреть прежде всего уменьшение налогового бремени, в частности, за счет снижения ставок налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого налога на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства. Исключить из-под налогообложения ту часть доходов физических лиц, которые идут, к примеру, на оплату обучения детей, лечение и т.п.
Следует также упорядочить налоговые льготы и определить приоритеты для их предоставления. В том числе учесть, к примеру, законодательные инициативы членов Совета Федерации об освобождении от налога на добавленную стоимость работ по строительству жилых домов, ведущихся за счет финансовых средств государственных и частных инвесторов, а также освобождении от платы за землю учреждений социального обслуживания, содержащихся за счет частных инвесторов. Государственные - эти льготы уже имеют, таким образом мы выполним одно из ключевых положений Конституции РФ, где говорится о равноправии всех форм собственности. Кроме того, это будет способствовать притоку частных инвестиций, о котором мы сегодня так много говорим и в котором так остро нуждаемся.
Изменения и дополнения необходимо внести и в первую часть Налогового кодекса. Это касается, в частности, расширения перечня региональных и местных налогов и сборов, в том числе за счет отнесения некоторых федеральных налогов к числу региональных, что, на мой взгляд, необходимо для создания надежной налоговой базы для формирования местных бюджетов. Кроме того, региональным властям надо предоставить право устанавливать дополнительные льготы по регулируемым федеральным налогам и сборам, а правительство, наоборот, лишить права устанавливать ставки по всем видам федеральных налогов, отдав это право законодателю.
Следует также усилить меру ответственности банков, не выполняющих поручения налогоплательщиков о перечислении в бюджет сумм налогов и сборов, и расширить полномочия налоговых органов для усиления налогового контроля.
Исходя из этого, необходимо соответствующим образом организовать и непосредственно законотворческую работу: создать рабочие группы для разработки концептуальных положений по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство и направить их в субъекты Федерации, а затем обсудить на парламентских слушаниях.
Таким образом, рассмотреть и принять федеральные законы о налогах можно будет не позднее второго полугодия 2000 года, что позволит с 2001 года жить по полноценному Налоговому кодексу.
Aвгустовский финансовый кризис и его последствия показали несовершенство существующего банковского законодательства. В первую очередь это касается Федеральных законов "О Центральном банке" и "О банках и банковской деятельности". Что нового необходимо предусмотреть в процессе их доработки?
Прежде всего - положение о том, что Банк России должен участвовать в управлении государственным долгом и иметь право на получение кредитов МВФ. Трудно объяснить, почему сегодня западные кредиты получает правительство, а не ЦБ. Это же нонсенс!
При этом ЦБ обязан привести рычаги воздействия на поддержание национальной валюты в соответствие с реалиями экономики. А Национальный банковский совет, в свою очередь, должен иметь статус, позволяющий ему реально воздействовать на кредитно-денежную политику, проводимую Банком России.
Что касается регулирования деятельности кредитных организаций, то здесь необходимо принять закон о страховании вкладов, о деятельности коммерческих банков, определив их особый статус, круг задач и функции. В то же время бюджет не должен быть источником финансирования реструктуризации кредитных организаций. Налогоплательщики не обязаны нести ответственность за банковские просчеты и риски. И это должно быть четко законодательно закреплено.
Практика применения Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" - основного документа, регулирующего в нашей стране валютную сферу, - выявила в нем не только противоречивость, но и наличие большого числа "белых пятен". Продолжающийся нелегальный вывоз капитала из России, огромное число правонарушений в сфере валютных операций, нестабильность валютного курса рубля особо ставят вопрос о совершенствовании валютного законодательства.
Хочу повторить: в новом законе и здесь нет надобности. Нужна просто его новая редакция. В ней, на мой взгляд, следует не только уточнить многие понятия, такие, как, например, "валютные ценности или "текущие валютные операции", но и определить наконец, сколько нам необходимо, скажем, органов валютного контроля, кто они и каковы их функции. Более четко надо изложить права и обязанности кредитных организаций, ужесточить систему валютного контроля за поступлениями и платежами в иностранной валюте при расчетах с нерезидентами. В существенной переработке нуждаются и нормы об ответственности за нарушение валютного законодательства.
В прошлом году Государственная Дума в первом чтении приняла новую редакцию Таможенного кодекса. Однако в силу сложности регулируемых проблем эта редакция не бесспорна. Законопроект нуждался в серьезной редакционной и юридической доработке, которую нельзя откладывать в долгий ящик. Ведь действующие законодательные акты не охватывают весь спектр отношений, а главное - не отражают многих новых реалий российской экономической жизни. Поэтому внесение изменений и дополнений в таможенное законодательство уже в нынешнем году также должно считаться приоритетным направлением в законотворческой работе.
А в новый век мы должны войти если не с новым, то с серьезно и качественно обновленным финансовым законодательством.