Рисунок Вадима Мисюка |
СТРЕМЛЕНИЕ сохранить преемственность власти - явление обычное, характерное не только для России. Но если Москва с этой проблемой уже практически справилась, то на другой стороне земного шара - в США - борьба за главный кабинет в Белом доме еще далека от своей развязки.
Американским демократам, стремящимся провести на пост президента своего представителя - нынешнего вице-президента Альберта Гора, сейчас как никогда нужна стабильность их положения не только на мировой политической арене (а со своей доминирующей ролью они, судя по всему, расставаться пока не собираются), но и в экономике. Однако похоже, что над народным хозяйством США нависла весьма серьезная угроза. Повышение мировых цен на нефть привело к тому, что за последние несколько месяцев цены на бензин и мазут в США выросли на 30-50%, что для требовательных американцев - явление крайне неприятное и раздражающее. Мало того, многие эксперты США указывают на возможность повышения уровня годовой инфляции, а это в условиях жесткой экономической конкуренции с Европейским союзом и ожиданиями завершения периода стабильного экономического роста Америки уже грозит снижением привлекательности экономики Штатов для инвесторов. При реализации самого негативного сценария это может привести к резкому падению стоимости акций американских компаний и увеличению числа безработных.
Не случайно Белый дом в последнее время прилагает все усилия, чтобы сбить рост цен на рынке нефти. Об этом говорил вчера и Билл Клинтон, заявивший, что готов пойти на принятие "любых мер в интересах американского народа". По его словам, увеличение цен на нефть в три раза всего за один год представляет угрозу дальнейшему развитию экономики США и других стран. Клинтон не исключает возможности использования его страной стратегических запасов нефти для снижения цен на мировом рынке. Хотя только в этом году эта проблема стоила администрации США 175 млн. долл.
Впрочем, вряд ли расконсервирование государственных стратегических запасов черного золота действительно пойдет на пользу начинающему проявлять предвыборный интерес к политике электорату США. Дело в том, что госзапасы сырья в Соединенных Штатах слишком малы (около 80 млн. тонн - меньше трети объемов добычи нефти в России), чтобы сколько-нибудь серьезно повлиять на мировую конъюнктуру нефти. Мало того, пустив резервы в оборот сегодня, завтра власти США будут вынуждены заплатить за их восполнение несравнимо дороже.
Поэтому заявление Билла Клинтона следует расценивать, во-первых, как желание продемонстрировать гражданам заботу о них Демократической партии и, во-вторых, как стремление оказать определенное давление на государства ОПЕК. Напомним, что на очередном саммите стран этой организации, намеченном на 27 марта, должен решиться вопрос о продлении или отмене ограничений, наложенных ранее на добычу черного золота. Если ограничения будут сняты, то избыток предложения нефти на мировом рынке неизбежно приведет к падению цен на черное золото.
Предположить, какие именно страны должны будут внести смуту в предварительное согласие членов ОПЕК продлить ограничения и тем самым сохранить высокий уровень цен на нефть, несложно. В настоящее время США оказывают давление на такие страны, как Венесуэла и Мексика, с тем чтобы расколоть ОПЕК при принятии решения по вопросу о снятии ограничений на добычу нефти. При этом активно используются финансовые рычаги, так как, в частности, Венесуэла нуждается в помощи США для ликвидации последствий недавнего землетрясения. Не случайно министр энергетики и горнорудной промышленности Венесуэлы в среду заявил о возможности "корректировки мер" в политике ОПЕК, поскольку "цена на нефть в 30 долл. за баррель представляется слишком высокой и способной дестабилизировать рынок".
Другим возможным союзником Штатов в этом вопросе, по мнению аналитиков компании "Тройка-Диалог", может стать Саудовская Аравия - обладательница самой большой экспортной квоты в клубе ОПЕК. Как сообщило агентство Bloomberg, представитель Саудовской Аравии уже успел заявить о том, что считает идеальной цену на нефть в 20-25 долл. за баррель.
Впрочем, на случай, если страны ОПЕК не внемлют требованиям США, в запасе у американского руководства есть не менее радикальный и эффективный вариант - негласные нарушения режима ограничений. Так, по итогам января, как сообщают эксперты, соглашения были выполнены лишь на 82%, тогда как год назад этот показатель превышал 90%. При этом наиболее серьезными нарушителями договоренностей участников нефтяного картеля являются как раз те страны, которые в наибольшей степени завязаны на экономику Штатов, и в первую очередь - Венесуэла. Так что у американских демократов все еще остаются очень неплохие шансы на благоприятное для них разрешение нефтяного вопроса.
Вряд ли стоит сомневаться в том, что США в конце концов добьются раскола в ОПЕК, пойдя при этом скорее всего по второму пути. Это вопрос времени. Непонятно пока лишь то, насколько его последствия окажутся серьезными для мирового рынка.
Руководство Российской Федерации, экономическое благополучие которой в последний год в определяющей степени обеспечивалось именно благоприятной конъюнктурой на рынке нефти, пока не драматизирует ситуации. Вчера первый вице-премьер Михаил Касьянов заявил о том, что возможное решение членов ОПЕК об увеличении объема добычи нефти не потребует внесения изменений в федеральный бюджет.
Однако, учитывая известную дипломатичность Михаила Касьянова, вряд ли стоит недооценивать возможные последствия давления Америки на ОПЕК. Уменьшение доходов российского бюджета, которое неизбежно последует за снижением мировых цен на нефть, не только ослабит позиции Москвы на переговорах с западными кредиторами, но и может поставить под сомнение реальность выхода из долговой ямы только за счет собственных средств. Те 6 млрд. долл. западных кредитов России, которые в настоящее время заложены в законе о федеральном бюджете, пока не имеют под собой реальной договорной основы.