ПРИБЫТИЕ супружеской пары Питера (Петра) Берлина и Люси Эдвардс (Людмилы Прицкер) из Лондона в Нью-Йорк, похоже, стало переломным моментом в ходе дела об отмывании российских денег через "Бэнк оф Нью-Йорк". Как и предсказывала в свое время "НГ" (см. # 187 от 07.10.1999), обвиненные сотрудница Восточноевропейского отделения банка и ее муж, через счета которого и отмывались деньги, пошли на сотрудничество со следствием и стали делиться подробностями схемы незаконных финансовых операций.
Давая в окружном суде Манхэттена первые показания, супруги (кстати, выходцы из СССР, иммигрировавшие на Запад в конце 1980-х годов) рассказали, каким образом в период с 1996 по 1999 годы они помогли группе российских банков, имеющих связи в политических кругах, создать схему по отмыванию денег. В результате чего через счета Берлина и его фирм "Бенекс" и "Бекс" в "Бэнк оф Нью-Йорк" из России ушло семь миллиардов долларов. Супруги признали, что получили за это "комиссионные" на общую сумму около 1,8 млн. долларов.
Как сообщает вчерашняя "Нью-Йорк таймс", из судебных документов и устных признаний Эдвардс и Берлина становятся известными по меньшей мере три московских банка, якобы причастных к вышеуказанной схеме (кстати, названия этих банков фигурировали и раньше в связи с делом "Бэнк оф Нью-йорк"). Речь идет о Собинбанке, Депозитарно-Клиринговом банке (ДКБ) и "Фламинго-банке".
По словам Эдвардс, в конце 1995 года к ней обратились представители ДКБ, заинтересованные в услугах и технологии "Бэнк оф Нью-Йорк" для нелегального перевода денег из России. Кроме того, как свидетельствовала Эдвардс, московские служащие ДКБ рассказали ей в 1998 году, как однажды боялись выйти из головного офиса банка, поскольку "их ждали клиенты с автоматами". Скорее всего, речь шла о случае, когда через счет "Бенекса" в "Бэнк оф Нью-Йорк" проходили российские деньги (300 тыс. долларов) в адрес, как пишет "Нью-Йорк таймс", "крупных фигур российской организованной преступности" для выкупа некоего похищенного бизнесмена. Именно тогда, кстати, после обращения российских правоохранительных органов ФБР заинтересовалось "Бэнк оф Нью-Йорк" и начало собственное расследование.
Питер Берлин, в свою очередь, рассказал, что в принадлежавших ему компаниях "Бенекс", "Бекс", а также "Лоулэнд" работали служащие ДКБ, а его супруга помогла в технической организации электронного перевода денег через компьютерную сеть отделения "Бэнк оф Нью-Йорк" в районе Куинз.
Супруги показали, что в конце 1998 года представители ДКБ сообщили им о получении ими контроля над "Фламинго-банком" (что несколько расходится с другими данными, согласно которым, "Фламинго-банк" - дочерний банк Собинбанка) и хотели бы, чтобы была создана новая компания для перевода денег из этого банка через "Бэнк оф Нью-Йорк". С этой целью Берлин и создал компанию "Лоулэнд". По данным "Нью-Йорк таймс", ссылающейся на результаты серии конфиденциальных аудиторских проверок, банк СБС-Агро - один из наиболее пострадавших в результате августовского кризиса - приобрел крупные пакеты акций Собинбанка и "Фламинго".
О банках, которые упоминают Берлин и Эдвардс, известно следующее. Самый крупный из них - Собинбанк, близкий к администрации президента. В состав Совета директоров входил Александр Мамут. По данным журнала "Эксперт" на осень прошлого года, этот банк занимал 22-е место по объему активов. Председатель правления Собинбанка - Занадворов Александр Юрьевич.
"Фламинго-банк" - дочерний банк Собинбанка. Председатель правления - Бондаренко Сергей Пантелеевич. 28 сентября прошлого года Генпрокуратура России возбудила в отношении ТОО КБ "Фламинго-банк" уголовное дело по статье 72 УК РФ "Незаконная банковская деятельность". Тот случай приобрел широкую огласку после операции правоохранительных органов по проверке нескольких банков в связи с подозрением в нелегальном экспорте капитала. Тогда во "Фламинго" были обнаружены 430 тысяч наличных долларов и три миллиона наличных рублей, происхождение которых в тот момент руководство банка, по словам начальника главного следственного управления Генпрокуратуры Владимира Минаева, объяснить не смогло.
Депозитарно-Клиринговый банк, по некоторым данным, связан с двумя вышеуказанными банками. 18 ноября прошлого года у него была отозвана лицензия, и сейчас он не проводит операции на рынке.
Интересно, что в начале октября, когда проводились скандальные рейды по нескольким банкам, в числе которых были "Фламинго" и Собинбанк, руководитель налогового ведомства Александр Починок в интервью "Нью-Йорк таймс" сообщил, что всего под подозрением находятся десять банков, но не назвал их. Супруги Берлин и Эдвардс тоже говорят лишь о трех банках. Возможно, это единственное, за что американское правосудие может сейчас зацепиться. А возможно, что обвиняемые муж и жена в ближайшее время раскроют новые секреты незаконных финансовых операций. По крайней мере, сотрудничество со следствием уже, судя по всему, начало влиять на их словоохотливость. Супружеской паре вменяют в вину достаточно обширный список нарушений законодательства: отмывание денег с целью обеспечения
(Окончание на стр. 2)
преступной деятельности, проведение внелицензионных банковских операций, несанкционированное создание отделения зарубежного банка, взяткодательство, уклонение от налогов и т.д. Максимальный срок, который им грозит, - 10 лет, однако скорее всего приговор будет гораздо более мягким. По словам адвоката супругов Ти Бэрри Кингхэма, его подзащитные "добровольно прибыли из Лондона в Нью-Йорк, <...> оказывали полное содействие расследованию, проводимому ФБР и американской прокуратурой, и намерены делать это и впредь". А вскоре Берлин и Эдвардс могут быть выпущены на свободу из предварительного заключения под залог в полмиллиона долларов.
По словам прокурора Манхэттена Мэри Уайт, признания Эдвардс и Берлина свидетельствуют о серьезной угрозе, которую представляет для американской банковской системы деятельность незарегистрированных компаний, служащих прикрытием для отмывания денег и другой криминальной активности. Она подчеркнула, что подобное нарушение американских законов серьезно подрывает банковскую систему США и других стран.
Возможно, что активное возобновление дела "Бэнк оф Нью-Йорк" связано с серьезными переменами в структурах президентской власти после ухода в отставку Бориса Ельцина. Примечательно, что с самого начала швейцарские правоохранительные органы, тоже ведущие следствие по делу об отмывании "русских денег", заявили, что гарантии, выданные Владимиром Путиным Ельцину и его семье, для них - швейцарских властей - не означают ровным счетом ничего, поскольку они руководствуются только внутренним законодательством и нормами международного права. Не исключено (а скорее всего, так и есть), что подобной же практики придерживаются и их американские коллеги. Так что для них - учитывая важность, которая придается в США "русскому делу", - может оказаться делом чести довести историю до конца.