УВЕЛИЧИВАЮЩАЯСЯ скорость глобализации особенно финансовых рынков; переход многих стран от плановой к рыночной экономике, а также долговременные трудности нуждающихся народов не перестают создавать критические ситуации. Какую роль играет Международный валютный фонд в их разрешении? В течение 13 лет мне была предоставлена привилегия руководить деятельностью МВФ, прочность которого основана на той роли, которую он играет в развитии экономического сотрудничества, и его авторитете в предоставлении консультационных услуг и оказании поддержки 182 странам - от США до маленького государства в Тихом океане. Деятельность МВФ регламентирована ясным, проверенным и апробированным мандатом, который так же актуален сейчас, как и 50 лет назад, когда был основан МВФ.
Отличительной чертой МВФ всегда была его способность реагировать на перемены. Фокус МВФ остается в сфере макроэкономической политики, которая способствует непрерывному росту. Но в ответ на потребности, необходимость которых была ясно продемонстрирована недавними финансовыми кризисами, Фонд стал уделять большее внимание созданию надежных финансовых систем, хорошей управляемости и прозрачности.
Однако управление кризисными ситуациями остается нашим самым известным видом деятельности. Мы участвуем как в разрешении широко освещаемых ситуаций на грани экономического коллапса, так и в предоставлении менее видимой помощи странам, борющимся за повышение конкурентоспособности на внешних рынках, или в оказании поддержки странам до того, как их проблемы перерастут в кризис. Будучи саморегулируемым институтом, МВФ постоянно корректирует свои рекомендации и займы, предоставляемые в поддержку странам. Но что касается кризисов, то лучше их предотвращать, чем доводить ситуацию до кризисной. Поэтому мы модернизируем наши займы, чтобы лучше обслуживать все страны-участницы и предотвращать распространение кризисов.
Коренным вопросом международной монетарной стабильности является вопрос режима обменных курсов валют. Сейчас живо обсуждается вопрос о роли евро по достижении своего полного потенциала как ведущей резервной валюты. С этим связана значительная деятельность по реформе архитектуры всей международной финансовой системы, которая была предпринята после недавних кризисов в Азии и на других развивающихся рынках. Эта деятельность должна быть продолжена, несмотря на то что сейчас экономический прогноз на будущее более оптимистичен. Здесь МВФ играет ведущую роль в ряде областей.
Создание благоприятных условий для мировых финансовых потоков - это жизненная необходимость. Поэтому Фонд выступает за полную и организованную либерализацию передвижения капиталов, предполагающую внесение изменений в наш устав. Считаю, в частности, что Фонду можно было бы разрешить содействовать отсрочке судебных действий кредиторов в самых тяжелых долговых кризисах.
Несмотря на то что много МВФ делает для поддержания экономического роста и финансовой стабильности, системных кризисов все-таки нельзя полностью избежать. Отсюда вытекает необходимость в международном заимодателе, к которому бы обращались для обеспечения ликвидности лишь в крайнем случае, когда мировые кредитные возможности истощены. Хотя МВФ - самое близкое к такому требованию учреждение в существующей международной финансовой системе, в кризисах 1997-1998 годов его ресурсы были опустошены до критической отметки.
Что может произойти в случае по-настоящему системного глобального кризиса? МВФ, как и Центральный банк на национальном уровне, может быть уполномочен воспользоваться своим международным резервным активом - The Special Drawing Right - SDR. Он сможет проводить инъекции в международную ликвидность посредством создания и распределения SDR, которые бы отзывались, когда кризис ослабевал.
Здесь, однако, скрыта системная опасность, порождаемая бедностью. В сотрудничестве с Мировым банком и государствами - членами МВФ Фонд основал "Инициативу для нуждающихся стран с большими долгами" (Initiative for Heavily Indebted Poor Countries - HIPC) для предоставления широкомасштабной помощи беднейшим странам в целях облегчения долгового бремени. МВФ также ввел новую форму концессионных займов - "Средства по уменьшению бедности и увеличению роста" (Poverty Reduction and Growth Facility) - для привлечения международных агентств к сотрудничеству с правительствами и гражданским обществом в бедных странах в интересах разработки мер по стимуляции роста и уменьшению бедности.
Все проблемы объединяет одна черта - необходимость нахождения глобальных решений для глобальных проблем. Наше поколение - первое, способное влиять на глобальные вопросы посредством добровольного международного сотрудничества без привлечения военной или имперской силы. Для достижения этой цели требуется не знающая прецедентов последовательность в принятии экономических решений и проявлении политической ответственности.
Опасности, которые подстерегают нас, в случае если эта возможность будет упущена, проиллюстрированы неудачей в начале нового раунда торговых переговоров на встрече Всемирной торговой организации в Сиэтле. Индустриальные страны не смогли сделать ни малейшего шага к устранению торговых барьеров на пути экспорта из самых бедных стран с большими долгами. Эта неудача создает опасность того, что решение по списанию долга бедных стран (HIPC) можно рассматривать как издевательское. Недостаточно простить долг; беднейшие страны должны иметь возможность экспортировать, развиваться и уменьшать бедность.
Покидая МВФ, я сожалею о том, что мы не достигли большого прогресса в получении поддержки для проведения институциональных изменений, необходимых для усовершенствования и лучшего восприятия политической отчетности в МВФ. Создание Международного валютного и финансового комитета, органа министерского типа, первое заседание которого состоится в апреле 2000 года, - это шаг в верном направлении, но мир достоин лучшего.
Вместо чисто совещательного комитета следует основать полноправный комитет, который был предусмотрен в документах МВФ 25 лет назад. Таким образом, МВФ сможет получить открыто законную политическую поддержку наших акционеров. Другое предложение: раз в два года заменять встречи "большой семерки" встречей глав государств и правительств приблизительно 30 стран, которые имеют исполнительных директоров в совете МВФ или Мирового банка.
Коллективные решения, принятые под эгидой международных финансовых институтов, должны рассматриваться как обязательные. Важно понимать ведущую роль, которую МВФ сыграл в определении пути для нахождения большего благосостояния и стабильности. Мир не должен забывать об этом при разработке мировых правил и определении институтов, уполномоченных их контролировать.
Мишель Камдессю - бывший директор-распорядитель МВФ.