ПОЛИТОЛОГ Пионтковский, выступая в эфире канала "ТВ-центр", сказал, что члены "Союза правых сил" рассматривали Путина как кандидата на роль российского Пиночета, но блокирование коммунистов и "Единства" заставило их засомневаться в этом. Сообщение Пионтковского отнюдь не новость для российских и иностранных политических экспертов, однако никто раньше не решался это высказывать открыто, так как поиски кандидата в диктаторы никак не согласуются с представлениями о возможных целях и задачах, которые должно ставить перед собой демократическое объединение, коим называют себя члены "Союза правых сил".
Косвенным подтверждением выказыванию известного политолога стало выступление в авторской программе Сергея Доренко одного из лидеров "Союза правых сил" Бориса Немцова. Этот экс-вице-премьер правительства России широко известен своим заявлением о том, что поддержал бы введение монархии в России, если царем стал бы Б.Н. Ельцин. Возможно, многие помнят выраженное им после поездки в Чили восхищение чилийским диктатором Пиночетом.
Теперь же в вечернем эфире ОРТ Борис Ефимович напомнил о новом законодательном предложении "Союза правых сил" - законопроекте об отмене депутатской неприкосновенности.
Принцип неприкосновенности (иммунитет) для депутатов парламента отнюдь не российское изобретение. Впервые этот принцип был заявлен в английском Билле о правах 1689 года (The Bill of Rights), в котором говорится, "что свобода слова, суждений и актов в парламенте не должна быть стесняема или подвергаема рассмотрению в каком-либо суде или месте, кроме самого парламента". Это право означало защищенность депутата от преследований со стороны короля, а позднее в других странах - главы исполнительной власти за критику, и обеспечивало условия для свободной дискуссии по проблемам государственной политики, без которой невозможно нормальное цивилизованное развитие общества. В настоящее время депутатским иммунитетом в той или иной степени обладают члены парламентов подавляющего большинства стран мира. Депутатская неприкосновенность является обязательным традиционным элементом обеспечения независимости представительной ветви власти, защиты демократии и парламентаризма. Ее отмена, угроза возможности уголовного преследования за критические высказывания в парламенте сделает депутатов зависимыми от исполнительной власти, подорвет и так достаточно слабые основы российской демократии.
Впрочем, если ставить цель под прикрытием демагогических лозунгов о демократии, на самом деле установить диктатуру, то предложение Б.Немцова и "Союза правых сил" становится вполне объяснимым.
Вред, наносимый депутатской неприкосновенностью, сильно преувеличивается. Это один из мифов, направленных на дискредитацию представительной демократии, придуманной нашей прессой, все еще никак не способной преодолеть в себе тоталитарное мышление. Как известно, существует механизм привлечения депутата к уголовной ответственности. Генеральный прокурор должен обратиться за разрешением в Государственную Думу. С января 1994 года до настоящего времени в Думу поступило два таких обращения и оба были удовлетворены. Как у человека, хорошо знакомого с работой Государственной Думы, у меня нет никаких сомнений, что депутатская неприкосновенность не является серьезной защитой от наказания за совершенное уголовное преступление.
Другое критическое заявление г-на Немцова в той же телепередаче о том, что введение наблюдательных советов на телевидении означает цензуру, тоже не выдерживает никакой критики. Можно много разглагольствовать по поводу свободы слова, однако без создания специальных, установленных законами, механизмов и органов, обеспечивающих реализацию этого гарантированного Конституцией права, оно становится пустым звуком. Как известно, в ведущих демократических странах Запада президент или глава правительства не вправе осуществлять непосредственный контроль за деятельностью средств массовой информации, в том числе назначать своими указами или распоряжениями их руководителей. Для этого создаются буферные организации: наблюдательные советы или общественные советы, как в Германии; Высший совет по аудиовизуальным средствам массовой информации, как во Франции, или, например, Совет управляющих Би-би-си. Целью создания такого совета является обеспечение свободы слова, контроль за обеспечением плюрализма информационного вещания, защита вещателя от подавления исполнительной властью или иной политической силой. Наличие независимого от правительства управляющего органа общественной (государственной) вещательной организации с точки зрения ведущих западных экспертов является обязательным элементом демократических СМИ. Негативное отношение Б.Немцова к наблюдательным советам, скорее, показывает его некомпетентность, хотя и выглядит органичным последовательным продолжением политики установления диктатуры, обязательным элементом которой всегда становятся контролируемые диктатором средства массовой информации.
Можно упомянуть и о других странных высказываниях этого представителя "Союза правых сил", например, о том, что бойкот работы Государственной Думы и борьба за должности руководителей комитетов связана с тем, что якобы только председатели комитетов имеют право представлять на ее заседаниях законопроекты. Как известно, это могут делать и неоднократно делали не имевшие высоких должностей обычные депутаты. Вызывает удивление, почему, обычно столь острый на язык, Сергей Доренко не поправил своего гостя? Неужели он тоже не знает, что согласно Конституции правом законодательной инициативы обладает любой депутат Государственной Думы независимо от занимаемой должности?
Если передаваемая в эфир информация не соответствует действительности, это называется введением в заблуждение. Представляю, как должна пойти кругом голова у не слишком осведомленных телезрителей, на глазах которых "демократами" и "либералами" называют депутатов, действия и законодательные предложения которых направлены на свертывание демократии в России.
Лариса Львовна Ефимова - юрист, советник Российской Федерации 1-го класса.