Петр Романов. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
- ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ, когда будет подписано распоряжение Геннадия Селезнева о распределении обязанностей между его заместителями?
- Я думаю, что на этой неделе. Задержка связана с тем, что некоторые фракции со своими кандидатурами пока не определились. Лично для меня чем скорее было бы подписано такое распоряжение, тем лучше, потому что уже и так много времени потеряно, а работы у нас непочатый край. И для себя я вижу в ней один очень важный участок - законодательную поддержку реальной российской экономики, от существования которой зависит нормальная жизнь всей страны и всех ее граждан.
- Заместители председателя Думы курируют не только какие-то сферы деятельности палаты, но и работающие в них же комитеты. Какие из последних вы считаете связанными с реальной экономикой?
- К комплексу реальной экономики, по моему мнению, должно быть отнесено четыре комитета - по промышленности, по энергетике, по собственности и по труду, социальным вопросам и ветеранам. Это будет завершенный комплекс, в рамках которого можно будет успешно добиваться конкретных результатов. И я думаю, что, скорее всего, все именно так и будет сделано.
- На ваш взгляд, депутаты, назначенные председателями этих четырех комитетов, - это профессионалы в сравнении с предыдущими руководителями?
- Я считаю, что да, они действительно профессионалы. Более того, я бы сказал так: нынешняя Дума как никогда серьезно отнеслась к руководству комитетами. Я уверен, что и председатели, и их заместители подобраны очень квалифицированно - в том числе и в этих четырех комитетах. И поэтому сейчас все упирается в организацию нормальной работы комитетов, процесс формирования которых был неоправданно затянут. Это во многом объясняется тем, что в Думу пришло большое число новых депутатов, которые еще слабо представляют специфику своей деятельности. Так что на сегодня главная задача, решение которой обеспечит начало плодотворной законотворческой деятельности Думы, - выбор самых главных перспективных направлений деятельности комитетов.
На мой взгляд, одно из них - это борьба за реализацию идей государственного управления экономикой при наличии рыночных отношений. Тут подразумевается одно - повышение роли государства в управлении базовыми отраслями, на которых основывается вся наша реальная экономика, и построение новых отношений с естественными монополиями. Я считаю, что сейчас, на пороге нового тысячелетия, для России нужна качественно новая промышленная политика, а для этого нужны новые ключевые законы, которые обеспечивали бы ее реализацию. Причем законы должны быть направлены, с одной стороны, на эффективное регулирование экономических процессов, а с другой - на повышение конкурентоспособности предприятий и защиту внутреннего товарного рынка.
А вообще-то, будь моя воля, я бы в Государственной Думе рассматривал только те законы, которые увеличивают доходную часть бюджета. И они, я вас уверяю, примерно на 80 процентов касались бы нашего реального производства. Кроме того, я считаю, что одна из главных проблем нашего общества - это проблема госсобственности, а точнее, не столько она, сколько проблема управления ею. Мы сейчас имеем с вами огромное количество примеров, когда управление госсобственностью - возьмите РАО "ЕЭС России", МПС и многое другое - идет, мягко говоря, не в интересах российского государства. Например, Чубайс задумал реструктуризацию РАО "ЕЭС России", совсем, кажется, не думая, что же будет с этой отраслью дальше.
- Согласны ли вы с тем, что сложившееся в Думе сотрудничество фракций КПРФ и "Единство" может быть разрушено, когда дело дойдет до каких-то важных - в основном социально-экономических - законов?
- Давайте начнем с того, что та ситуация, которая сложилась в Государственной Думе, когда образовались большинство и меньшинство, развивалась, скорее всего, с молчаливого согласия Кремля. Ведь наивно полагать, что Кремль не следил за процессами, которые идут в Думе, и не принимал соответствующих мер. Мы соглашаемся с вами, что такое вряд ли возможно. Отсюда, на мой взгляд, вытекает главный вывод: Владимир Путин отчетливо понимает, что в сегодняшней ситуации нужно от разговоров перейти к конкретным делам, проводить государственническую линию. Думское же меньшинство против того, чтобы в России наряду с рыночными реформами был сделан акцент на усиление государственного управления в отдельных отраслях экономики. Я еще раз хочу подчеркнуть то, чем мы, большинство - Компартия, "Единство", "Народный депутат" и "Регионы России" - отличаемся от меньшинства. Мы наглядно демонстрируем, что для нас интересы государства стоят на первом месте. А меньшинство наглядно демонстрирует, что у них на первом месте - интересы узкопартийные, клановые, групповые.
И хотя отдельные СМИ пытаются из нас - левых - вылепить какой-то непонятный для меня образ реваншистов, консерваторов, это совсем не так. У нас в партии прекрасные специалисты, мощная кадровая скамейка, мы хорошо оцениваем ситуацию и, повторяю, интересы государства для нас стоят все-таки на первом месте. Я не верю в то, что вбрасыванием отдельных законов, как это предполагают некоторые, можно будет расколоть Государственную Думу. Хотя мы готовы и к таким провокационным действиям отдельных депутатов и группировок.
- Такие прогнозы на чем-то основываются. Путин достаточно однозначно объявил, что его политика будет идти в прежнем либеральном русле, которое компартия во многом отрицает, требуя большей социальной ориентированности реформ. Если дело дойдет до обсуждения, к примеру, закона о жилищно-коммунальной реформе, то как тогда развернутся события?
- Не надо гадать о содержании политики Путина. Впрочем, я, исходя из своего личного опыта, могу попытаться спрогнозировать будущую ситуацию в целом. Мне довелось работать в разных должностях - и руководящих, и заместительских. И я могу сказать, что как только человек становится первым лицом - линия его поведения меняется, потому что он начинает отвечать за все. Поэтому я не исключаю, что после 26 марта в случае победы Путина мы сможем увидеть его совершенно другим человеком.
- Вы уверены, что государственнические взгляды Путина после 26 марта не изменятся на противоположные?
- Дом российский горит и сейчас. На мой взгляд, поздно разбираться, кто левый, кто правый, кто более государственник, кто менее, - сейчас нужно засучивать рукава и работать. А засучить рукава и работать можно только тогда, когда произойдет консолидация нации, всех народов, живущих на территории Российской Федерации. А она может произойти только на основе государственнической политики. И после 26 марта такая государственническая политика, скорее всего, а я уверен в этом процентов на 90 с лишним, будет реализовываться в России все последующие годы.
Для того чтобы заработала промышленность, необходимо, во-первых, дать ей оборотные средства, съеденные инфляцией, во-вторых, защитить внутренний рынок от недобросовестного импорта и, в-третьих, заменить устаревшие производственные фонды и технологии, чтобы поднять конкурентоспособность и эффективность отечественной продукции. Прошедшие десять лет показали, что никакой частный собственник по большому счету не способен сделать все это для нашей промышленности. Это все сможет сделать только государство. Поэтому и нет альтернативы государственнической политике, если мы, конечно, не хотим, чтобы народ российский поднялся и смел вообще всех - и правых, и левых, и меньшинство, и большинство. Мы очень надеемся, что Владимир Путин это понимает.
У людей должно быть доверие к власти. И если нам всем - президенту, правительству, Федеральному собранию - удастся обеспечить это доверие, то деньги наши люди достанут, что называется, из чулок, а в них, по некоторым оценкам, от 70 до100 миллиардов долларов лежит. Это в пять раз больше, чем весь российский бюджет. Если еще прекратится и вывоз капиталов, то тогда нам можно будет отказаться от этих иностранных кредитов, за которыми сначала мы ходим с протянутой рукой, а потом - не знаем, как за них рассчитаться. У нас денег в стране полно, у нас в России доверия к власти нет. Восстановить его - вот ее самая первая задача.
- А если посмотреть с этой точки зрения на наиболее реального, по общему мнению, кандидата в президенты, он-то способен, на ваш взгляд, стать тем, кто такое доверие возродит?
- Я могу сказать так: после 26 марта два человека в России - независимо от исхода выборов - будут определять политический курс развития России. Путин и Зюганов - или Зюганов и Путин - выборы покажут. Конечно, определенные сложности есть и у одного, и у другого, но все-таки именно им предстоит определять политику, которую станет проводить Россия в начале нового века. А она, скорее всего, сведется фактически к одному вопросу - восстановлению в стране нормальной, работоспособной системы государственного управления, опирающегося на рыночную экономику.
- То есть можно сказать, что думский альянс фракций КПРФ и "Единства" - это некий прообраз будущего союза Путина и Зюганова?
- Посмотрите сами: раз Компартия говорила о необходимости государственнического подхода к решению всех проблем страны, так она это и будет говорить. И если сейчас об этом говорит "Единство" и эту мысль подчеркивает Владимир Путин, то мы это только приветствуем. Компартия всегда говорила о том, что для нас решение социальных вопросов и защита обездоленных граждан России являются первоочередными задачами, но если это будет делать существующая власть, мы же не сможем находиться к ней в оппозиции. Мы не можем себя вести как Явлинский, которому все всегда плохо. Поэтому мы находим какие-то конструктивные шаги и вырабатываем линию поведения, которая отвечала бы интересам наших избирателей. Я думаю, что точек соприкосновения у власти и у Коммунистической партии Российской Федерации достаточно много. И я еще раз подчеркиваю ту мысль, что власть-то все больше и больше становится на те позиции, которые на протяжении последних девяти лет защищали коммунисты. И мы это не отрицаем и готовы вместе проводить в жизнь государственническую политику.