ПРОЙДЯ всего лишь за год путь от самого мощного и популярного оппозиционного движения до одной из 149 политических организаций, действующих в стране, "Отечество" на сегодняшний день оказалось перед сложным выбором.
Этот выбор продиктован не только сломом всей привычной политической схемы, к которому оппозиция оказалась явно не готова, но и неожиданной реакцией общества на столь радикальную перестройку. Популярность Владимира Путина, сделавшая его "безальтернативным" кандидатом в президенты, и агрессивная, но, безусловно, прагматичная тактика пропутинских парламентских фракций лишают многие политические силы маневра, заставляя их работать локтями на одном игровом поле. Думский скандал вопреки ожиданию многих не стал ключевым событием для создания сильной демократической оппозиции. Он принес некоторые дивиденды Григорию Явлинскому, но понизил политические шансы Евгения Примакова, после чего лидер ОВР отказался от участия в президентских выборах.
Лишившись сначала "Всей России", а потом своего кандидата в президенты, "Отечество" вынуждено теперь, выражаясь словами Лужкова, "определяться с поддержкой Путина", по возможности сохранив при этом имидж оппозиции. Собственно, этим "Отечество" и занималось на расширенном заседании центрального совета "Отечества", состоявшемся в минувшую субботу. И, похоже, лидеры ОВР вконец с этим запутались. С одной стороны, Юрий Михайлович заявил журналистам, что весьма доволен позитивным отношением и.о. президента к московским властям и к нему лично. Евгений Примаков, присутствовавший на съезде в качестве гостя, сказал, что его личное отношение к Путину также весьма неплохое. С другой - оба пока не готовы его поддержать на президентских выборах по всем известной причине - Путин уклоняется от обнародования своей предвыборной программы.
Такое объяснение, звучащее из уст политиков масштаба Лужкова-Примакова, выглядит, по крайней мере, странно. И Лужков, и Примаков неоднократно встречались с главным претендентом на президентское кресло, а глава "Отечества" на прошлой неделе провел около двух часов в Кремле, беседуя один на один с Путиным. И даже если Юрий Михайлович постеснялся задать и.о. президента вопросы о том, какую политику тот будет проводить после президентских выборов, то уж составить впечатление о Путине-политике в ходе личной беседы Юрию Лужкову с его опытом пребывания во власти в течение долгих лет (равно как и Евгению Примакову) не должно было составить труда. Тем не менее оба продолжают эксплуатировать изрядно надоевший аргумент - "Путин - это белый лист бумаги", против которого они тем не менее лично ничего не имеют.
Антипутинская карта же состоит в том, что, во-первых, "Отечество" по-прежнему осуждает сухопутную операцию в Чечне, делая основной упор на огромные воинские потери, беженцев и предстоящие затраты на восстановление республики, а во-вторых, пытается набрать очки на "деле Бабицкого", заявляя о явной угрозе основам демократии и свободе слова.
В этой связи забавно выглядел и "отчет перед журналистами" Лужкова о той самой кремлевской встрече с Путиным. По словам Лужкова, на "откровенной и конструктивной встрече" Юрий Михайлович поведал Владимиру Владимировичу о своих опасениях в отношении той политики, которую сегодня ведет власть. Однако, по нашей информации, Юрий Михайлович, несмотря на свои опасения, предложил Путину помощь в организации московского предвыборного штаба Путина, пообещав "откомандировать" для этих целей верного порученца Лужкова, первого вице-премьера столичного правительства Владимира Ресина. Но Путин, поблагодарив московского мэра, естественно, от такой помощи вежливо отказался.
Поддержать Путина, судя по кремлевской встрече, да и некоторым моментам расширенного заседания центрального совета "Отечества", хотя бы из прагматических побуждений, конечно, Юрию Лужкову, да и Евгению Примакову очень хочется. Но и сделать это надо так, чтобы не слишком шокирующе выглядела переориентация бывших оппозиционеров. Видимо, поэтому и родилась версия о "предупреждении Путина". По словам Евгения Максимовича, если программа Путина будет ориентирована на сохранение целостности страны, наведение порядка, развитие экономики и ее социальную направленность, если он "четко определится с бывшим окружением президента", то сможет рассчитывать на поддержку ОВР.
В принципе все эти условия для Путина выполнимы и вполне ложатся в русло его собственной политики без всяких рецептов ОВР. Так что 10 марта, когда состоится съезд "Отечества", на котором движение должно окончательно заявить о поддержке того или иного кандидата, скорее всего, лидеры выскажутся более определенно, чем в минувшую субботу, - Юрий Лужков призвал своих сторонников самостоятельно решить, стоит ли голосовать за Владимира Путина на президентских выборах. По сути дела, Лужков не может не понимать, что региональная элита пока не то что воздерживается от критики и.о. президента, но и спешит всячески высказать ему свою преданность. И на региональном уровне "Отечество" без всяких рекомендаций Лужкова окажет поддержку главному претенденту. Впрочем, на некоторую моральную помощь смогут рассчитывать и Станислав Говорухин, и Григорий Явлинский.
Двусмысленность положения, в котором оказалось "Отечество", характеризуется не только отношением к Путину, но и самим раскладом политических сил внутри движения и вне его. Руководитель избирательной кампании ОВР Георгий Боос признал, что тот "центризм", который выстраивало ОВР на парламентских выборах, был заранее обречен на неудачу. Электорат Примакова оказался намного сильнее электората Лужкова, в результате чего предвыборный блок резко качнулся влево. Имидж Примакова как "российского Черчилля", "нашего де Голля", над чем, оказывается, усиленно работала PR-команда ОВР, не сложился, уступив место прокоммунистическим характеристикам. По словам Бооса, будущая партия власти стала восприниматься как "партия будущего ворья, старичья и прожженных бюрократов", к тому же "весьма истеричная и обидчивая". В результате голоса, на которые рассчитывало ОВР, отошли КПРФ, "ЯБЛОКУ" и главным образом "Единству".
Теперь "Отечеству" придется выстраивать новую стратегическую линию, хотя "место под солнцем" уже занято. В биполярной политической системе, о необходимости строительства которой много говорят сегодня, "Отечеству", по идее, отводится роль левой силы в союзе с коммунистами. Однако и здесь у "Отечества могут возникнуть проблемы. Во-первых, тот, кто голосует за Зюганова, не очень-то охотно поддержит Лужкова, а во-вторых, Кремль не позволит создать мощную структуру на левом фланге. Не исключено, что по этим причинам стоит ожидать раскола "Отечества" и пополнения за счет этого рядов "Единства". В пользу этой перспективы говорит и факт самостоятельного выбора кандидата в президенты на региональном уровне "Отечества". Что же касается парламентских альянсов, то союз ОВР с "ЯБЛОКОМ" и СПС - явление временное и вынужденное, что признают сами союзники, которые не считают себя единомышленниками по идеологическим соображениям. Правые вряд ли забудут Юрию Лужкову, а заодно и всему "Отечеству", заявления о необходимости пересмотра итогов приватизации. Скорее всего, часть ОВР крепко подружится с КПРФ, что и предрекали многие аналитики. Ждать этого придется не слишком долго - до первого обсуждения в Думе серьезных законопроектов.