Рисунок Вадима Мисюка |
РЕЗУЛЬТАТЫ седьмого раунда переговоров российской делегации, возглавляемой Михаилом Касьяновым с представителями Лондонского клуба кредиторов, состоявшегося 10-11 февраля во Франкфурте, практически всеми сейчас расцениваются как успешные. Такую оценку дал, в частности, и.о. президента Владимир Путин. Сам Касьянов назвал последнее решение Лондонского клуба "беспрецедентным", имея в виду его благоприятный характер для России. Основанием для подобного оптимизма послужил тот факт, что в результате достигнутых соглашений предстоящие России в ближайшие годы долговые выплаты уменьшаются на 16 млрд. долл. Однако чтобы оценить соглашение о реструктуризации долгов, необходимо обратить внимание, по крайней мере, на три позиции: процент списываемой суммы, длительность рассрочки выплат, форма государственных обязательств по долгам.
Как сообщалось ранее, накануне последнего раунда переговоров во Франкфурте Россия настаивала на списании 40% суммы долга, составляющей 31,8 млрд. долл., а представители Лондонского клуба соглашались "простить" нам только 35%. Удалось же добиться списания 36,5%, то есть кредиторы пошли на минимальные уступки. Достигнутый процент списания кажется особенно низким в сопоставлении с первоначальным стремлением российской стороны добиться уменьшения суммы советского долга на 70%, а по мнению ряда экспертов, нашей стране необходимо было по крайней мере 50-процентное списание. Однако в ходе трудных переговоров, начавшихся после августовского дефолта, претензии России сокращались. Сейчас долговая ситуация России настолько тяжела, что необходима хотя бы временная передышка, которой мы и достигли.
Что касается сроков реструктуризации, то общий период погашения определен не в 25 лет, как настаивали кредиторы, а в 30 с семилетним льготным периодом, в течение которого Россия будет практически свободна от выплат. Таким образом, у России есть определенная перспектива "протянуть" до 2007 г. в относительно благоприятной ситуации. По мнению ряда специалистов, наиболее позитивным результатом заключенных соглашений является согласие кредиторов предоставить России возможность обслуживать свой долг Лондонскому клубу по процентной ставке ниже рыночной, на первый год она составит всего 2,25 %.
Уступкой со стороны России можно было бы назвать переоформление оставшейся части долга в государственные бумаги - новые российские еврооблигации с дисконтом 37,5%. Ранее за обслуживание советских долгов отвечал Внешэкономбанк, являвшийся агентом российского правительства. Теперь государство в лице Минфина непосредственно взяло на себя обязанности, связанные с этими выплатами. Впрочем, хотя, с одной стороны, эта мера возлагает на российское правительство дополнительные обязательства и увеличивает риски на случай невозможности их соблюдения, но с другой - дает кредиторам дополнительную уверенность в судьбе их денег и тем самым повышает уровень доверия к России.
Частично облегчив лежащее на России долговое бремя, франкфуртское соглашение может положительно воздействовать и на проблему российских долгов в целом. Ключевую роль теперь играет проблема достижения соглашения с Парижским клубом. Российский долг ему определяется суммой в 42 млрд. долл. Однако сам по себе успех России в отношениях с банками-кредиторами не приведет автоматически к прогрессу на переговорах с западными правительствами. Здесь очень большое значение имеет политический фактор, и многое будет зависеть от того, удастся ли российскому руководству (хотя бы после президентских выборов) улучшить существующий сейчас неблагоприятный климат в отношениях России с Западом. В случае же успеха и на этом направлении ежегодные выплаты по российским долгам составят не 16-17 млрд. долл., а 12 млрд., что, по мнению Михаила Касьянова, вполне по силам бюджету России при условии дальнейшего роста ВВП. Политика будет править бал и на переговорах с МВФ, который по-прежнему отказывает России в кредитах.
Другим последствием соглашения может явиться возвращение России на мировой рынок капиталов, с которого она была вынуждена практически уйти после августа 1998 г. Надежду на это выразил сам Касьянов, заявив, что уже в 2001 г. наша страна сможет начать выпускать на международный финансовый рынок новые долговые бумаги. Этот путь, конечно, позволит нам получить дополнительные средства, однако характерно, что правительство собирается использовать облегчение ситуации по одним долгам для того, чтобы активнее делать другие. Пока же единственными, хотя и не слишком щедрыми кредиторами России остаются Всемирный банк и Япония.
Помимо чисто экономического, заключенное соглашение имеет и немалый политический эффект. Накануне выборов успех Касьянова добавляет немало очков в пользу Путина. Ранее предполагалось, что к середине марта, то есть еще до выборов, Россия должна будет выплатить 2,8 млрд. долл., накопившихся в результате истечения предоставленных ранее отсрочек. Теперь правительство Путина может снять с себя эту ношу. Для самого Касьянова это достижение может стать очередной ступенью к должности премьер-министра.
Необходимо помнить, что еще в 1995 г. Россия и Лондонский клуб достигали соглашения о реструктуризации старых советских долгов и тогда тоже предусматривался семилетний льготный период. В то время 2002 г. казался далеким будущим и можно было надеяться, что за это время экономика России встанет наконец на ноги. Однако финансовый крах 1998 г. поставил крест на этих надеждах, и Россия оказалась неспособной осуществлять текущие выплаты даже с учетом достигнутой реструктуризации. Теперь очень далеким кажется 2007 г.