У "яблочников" нет особого повода для радости - за ними фактически закрепили звание "думских
аутсайдеров". Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
ВЧЕРАШНЕЕ заседание Государственной Думы хотя и снова было достаточно коротким, но в первый раз - при полном фракционном присутствии. ОВР, СПС и "ЯБЛОКО" вчера вернулись на пленарные заседания и выдвинули своих представителей на различные думские посты. Правда, сторонникам Григория Явлинского по-прежнему не досталось ни одного комитета - взамен им полуофициально пообещали, что Сергей Степашин может занять пост руководителя постоянной комиссии по борьбе с коррупцией. Ряд депутатов предлагали проголосовать за ее создание уже вчера, однако думское большинство отнеслось к такой идее прохладно. Как отметил Геннадий Селезнев, по поводу постоянных комиссий должны быть проведены специальные межфракционные консультации.
ОВР и СПС вчера получили давно предназначенные им комитеты. Павел Крашенинников (СПС) большинством в 356 голосов был утвержден председателем комитета по законодательству, а Борис Пастухов (ОВР) - главой комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками. Хотя за последнего и было отдано 335 голосов, его назначение все-таки гладким не было. Дело в том, что группа депутатов из "Регионов России" стала требовать этот комитет себе, ссылаясь на то, что упрямство "примаковцев", долгое время не соглашавшихся на него, серьезно затруднило работу на этом важном направлении.
И СПС и ОВР, забыв о бойкоте, готовы работать в Думе на условиях большинства. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
Стоит отметить, что и со стороны ОВР вчера был продемонстрирован рецидив их прежней позиции. Один из лидеров этой фракции стал требовать создания еще одного комитета - по делам ветеранов. В кулуарах представители "Отечества" утверждали, что, пока такой уступки сделано не будет, их человек не согласится занять пост вице-спикера. Никакого комитета ОВР, конечно, не дали, но, по некоторым сведениям, эта фракция в пятницу все-таки выдвинет своего депутата в состав думского президиума. По предварительным данным, им может стать Георгий Боос, хотя он, правда, на днях был избран тайным голосованием на должность председателя налогового подкомитета в думском бюджетном комитете. Что же касается кандидатуры вице-спикера от СПС, то здесь никаких новостей нет - в пятницу таковым будет назван Борис Немцов.
Таким образом, полномасштабное возвращение в Государственную Думу двух прежде оппозиционных фракций можно считать делом состоявшимся. Другая ситуация у "ЯБЛОКА". Его лидер Григорий Явлинский уже некоторое время достаточно откровенно говорит о том, что бойкот нижней палаты был нужен ему исключительно в свете ведущейся им президентской предвыборной кампании. Поэтому и отношение к "ЯБЛОКУ" у думского большинства другое - более жесткое, чем к ОВР и СПС. "Яблочники" также планировали выдвинуть на пост заместителя председателя палаты своего человека (очевидно, им должен был бы стать Владимир Лукин), однако после вчерашнего заседания их планы, видимо, должны будут несколько измениться.
Дело в том, что со стороны большинства была продолжена политика жесткого прессинга на оппозицию, которую, по сути, составляет теперь фактически лишь одно "ЯБЛОКО". Сначала на заседании был поднят вопрос о том, сколько думских начальников может быть в одной фракции. Глава комитета по регламенту и организации работы Думы Николай Локтионов ("Единство") напомнил о якобы давно существующей межфракционной договоренности - начальников не должно быть более половины от общей численности депутатского объединения. Очевидно, что такое соглашение, о котором раньше не говорилось ни слова, напрямую направлено против малочисленных фракций. И действительно, по внутридумской статистике, например, фракция "ЯБЛОКО" имеет своих рядах более 60% руководителей, то есть председателей подкомитетов. А ведь всего в ней числится 21 депутат, так что ее представители есть даже не в каждом комитете нижней палаты. Впрочем, перебрали квоту и другие фракции и группы, но к ним или другое отношение у большинства, или они сами в него входят, как, к примеру, аграрии и ЛДПР. Стоит отметить, что ранее оппозицию усиленно призывали предоставлять своих людей в зампреды комитетов.
Впрочем, дальше разговоров о том, что не соблюдать квоты - не слишком хорошо, дело вчера не пошло. Фракция "ЯБЛОКО" была наказана по-другому. По предложению депутата Алексея Митрофанова (ЛДПР), кандидатура Михаила Задорнова на должность заместителя председателя комитета по бюджету и налогам была вынесена из общего списка на отдельное голосование. Господин Митрофанов объяснил это тем, что г-н Задорнов - один из тех, кто несет серьезную политическую ответственность за дефолт 17 августа 1998 года, а значит, о его назначении надо подумать особо. Фракции большинства никак не прокомментировали такую идею, но, впрочем, результаты голосования по вынесению Задорнова за скобки оказались лучше всяких комментариев - 237 "за", 120 - "против", 7 воздержались. Когда же дело дошло до соответствующего голосования по назначению бывшего министра финансов, то 137 депутатов его поддержали, 193 высказались против. Сам Михаил Задорнов отметил, что его вчерашний провал - это расплата за ту победу, которую одержали представители "меньшевиков" в бюджетном комитете Думы, когда в тайных выборах председателей подкомитетов они обыграли почти всех кандидатов от большинства. Впрочем, неудача г-н Задорнова, кажется, особо не расстроила, и он даже поблагодарил коллег за бесплатную рекламу.
Думское большинство, кстати, смогло проявить себя еще по одному поводу. Входящие в него фракции отказались от того, чтобы Дума занималась проблемой корреспондента Радио "Свобода" Андрея Бабицкого. Поэтому инициативы СПС и "ЯБЛОКА" о запросе в Генпрокуратуру и об отдельном разговоре с главой МВД Владимиром Рушайло в ходе пятничного закрытого правительственного часа были провалены.