ЗАВЕРШИВШИЙСЯ вчера очередной десятидневный визит миссии МВФ в Москву представители российского правительства уже успели назвать "изначально носившим чисто технический характер". Этим они давали понять, что на выделение транша, которого правительство ждет уже с прошлого сентября, по результатам работы миссии рассчитывать не стоит. Более того, следующий совет директоров МВФ, где будет обсуждаться российский вопрос, пройдет не раньше мая. К такому развитию событий руководство кабинета министров начало готовить публику загодя - вспомним, например, заявление первого вице-премьера Михаила Касьянова, сделанное им еще в начале недели. Он говорил о том, что Россия и не рассчитывает на деньги МВФ в ближайшие месяцы.
Но теперь у правительства по крайней мере есть повод выставить себя в качестве несправедливо обиженных фондом. На днях первый заместитель директора-распорядителя МВФ Стенли Фишер, выступая перед американским конгрессом, проговорился: оказывается, именно политические причины были главными, когда России раз за разом отказывали в выделении траншей. Напомним, раньше МВФ категорически это отрицал, хотя ни для российского правительства, ни для журналистов этот мотив не был секретом.
Получается, что сколько ни рапортуй об успехах в экономике, это все равно мало поможет. Зачем тогда члены кабинета министров один за другим отчитывались перед международными финансовыми чиновниками и сообщали им о достижении хороших макроэкономических показателей по итогам 1999 года, среди которых перевыполнение планов по доходам бюджета, росту производства, объему золотовалютных резервов ЦБ и т.д.? Зачем тогда "миссионеры" из МВФ заявляли о своем "удовлетворении" достижениями российской экономики за 1999 год, хотя и высказывали сомнение в достижимости некоторых прогнозов правительства на год текущий?
Правда, Мишель Камдессю подчеркивает, что и экономические разногласия между Россией и МВФ по-прежнему сохраняются. Среди основных проблем он называет сложности с естественными монополиями. Напомним, МВФ настаивает на их реструктуризации и более жесткой налоговой политике по отношению к ним (100% платежей в бюджет должно осуществляться "живыми" деньгами).
Впрочем, миссия намекнула, что при такой собираемости налогов (по итогам января налоговый план был перевыполнен на 22%) Россия может справиться с обслуживанием внешнего долга самостоятельно. Руководство страны с таким мнением категорически не согласно.
Хотя, несмотря на все усилия американцев, мировые цены на нефть, экспортные пошлины на которую формируют значительную часть поступлений в российский бюджет, держатся на высоком уровне, ситуация может измениться. Каким будет их уровень на протяжении года, в значительной степени зависит от исхода ближайшей встречи стран - членов ОПЕК. По странному стечению обстоятельств, она состоится 27 марта, в день, когда станут известны предварительные результаты первого тура президентских выборов в России.
Но сейчас и сам МВФ находится в непростом положении. Во-первых, на носу выборы нового главы Фонда взамен уходящего в отставку Мишеля Камдессю. Во-вторых, американские конгрессмены планируют серьезно разобраться с деятельностью Фонда и, возможно, уменьшить его финансовую подпитку со стороны Соединенных Штатов, а также ужесточить условия предоставления кредитов.