Анатолий Чубайс начал очередную сомнительную для региональных лидеров реформу. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ избрания Владимира Путина на пост президента России, утвердившаяся в массовом сознании после досрочной отставки Бориса Ельцина, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения. Подтверждением этому служит и вялость предвыборной кампании, и пестрота кандидатов-"второразрядников", стремящихся скорее к саморекламе, чем к реальной конкуренции с ельцинским наследником.
Главной загадкой предвыборного сезона сегодня является вопрос о том, кто станет вторым в государственной иерархии человеком. Кто займет пост премьер-министра, за который уже сейчас ведется действительно ожесточенная борьба с применением всех возможных бюрократических ходов и закадровых интриг.
Вчера "НГ" уже опубликовала список возможных претендентов на пост премьер-министра. Несмотря на то что в их числе пока отсутствует кандидатура едва ли не самого одиозного политика со времен гайдаровского правительства Анатолия Чубайса, тем не менее по подбору предъявляемых Кремлем требований к качествам возможного премьер-министра главный приватизатор подходит на эту роль больше всех. Очевидно, что определять премьерскую пригодность Анатолия Чубайса будет лично будущий президент, и произойдет это как минимум еще через два месяца.
Но сомнение в этом существует на самом высоком уровне. Не случайно впервые за долгие годы первый человек в государстве публично раскритиковал руководителя российской энергетической монополии. В минувший понедельник и.о. президента обвинил Чубайса в том, что его компания до сих пор не вышла на заданные рубежи по сбору платежей "живыми" деньгами.
Похоже, представители исполнительной власти не ограничатся критикой только этого "просчета" главного энергетика страны. Вчера в Минтопэнерго прошло расширенное совещание, где свои претензии к проводимой в настоящее время энергетической политике России высказали губернаторы и высшие руководители министерства.
Поводом для критики должны были стать разработанные командой Чубайса в полной засекреченности планы по реформированию РАО "ЕЭС России", которые лишь недавно получили публичную огласку, в том числе благодаря и "НГ" (см. "НГ-политэкономия" от 18 января 2000 г.). Как отмечают эксперты, в случае, если эти планы будут реализованы, Единая энергосистема России просто перестанет существовать.
Как стало известно "НГ", схема реструктуризации компании предполагает выведение из собственности РАО всех генерирующих мощностей и передачу их в частные руки "стратегического инвестора". А как показывает практика, в большинстве случаев стратегическими партнерами Анатолия Чубайса как в решении государственных задач, так и в случае с энергетическими проблемами, являются иностранные кредиторы. В собственности же РАО "ЕЭС России" и его дочерних компаний в результате реформирования должны остаться одни сети электропередачи. В этом случае РАО "ЕЭС России" уже не смогла бы эффективно обеспечивать энергоснабжение страны, что и является ее главной задачей. Чем это могло бы грозить российским регионам, показывает опыт приватизации энергетики Казахстана. После прихода туда западных инвесторов государство уже довольно длительное время балансирует на грани энергетического кризиса.
Давняя вражда между губернаторами и Анатолием Чубайсом уже не является секретом ни для кого, и тем более для Кремля. Именно губернаторы еще осенью должны были сыграть решающую роль в карьерной биографии главного энергетика страны. Напомним, что тогда раскритиковать Анатолия Чубайса по аналогичному сценарию предполагалось за, мягко говоря, слабую подготовку энергокомпаний к зиме. Однако тогда руководителю РАО удалось избежать конфликта, и проблемы РАО впоследствии были решены за счет ограничений для отечественных нефтяных компаний.
Судя по докладу представителей Минтопэнерго, прошлогодние запасы топлива на электростанциях оказались даже ниже, чем в считавшемся кризисным 1998 году. Это привело к существенному ограничению поставок электроэнергии в регионы, которое продолжается и сегодня. Однако вопрос о реформировании компании был затронут лишь вскользь. Так, председательствовавший на заседании глава Минтопэнерго выразил недоумение в связи с тем, что программа реструктуризации РАО была оглашена в Лондоне (где ее презентовал заместитель Чубайса Валентин Завадников), тогда как российскому правительству о ней совершенно ничего неизвестно. Калюжный также заявил, что его ведомство выступает против создания энергометаллургической компании и предложил все эти вопросы вынести на заседание кабинета министров. "Кто не знает, что делать, начинает реформировать", - заключил министр.
Причиной этого стало отсутствие на заседании главного ответчика. Анатолий Чубайс в Минтопэнерго так и не прибыл. Как объяснили в пресс-службе РАО "ЕЭС России", глава энергосистемы задержался в Давосе, что в принципе объяснимо. Губернаторская аудитория в отличие от западной давосской публики настроена по отношению к Анатолию Чубайсу куда более агрессивно. А полученный Чубайсом еще прошлым летом статус практически несменяемого руководителя энергетической монополии позволил ему игнорировать губернаторскую публику и избежать еще одного удара по авторитету высококлассного менеджера.
Впрочем, критики Чубайса склонны по-своему трактовать его отсутствие на вчерашнем заседании, посвященном проблемам электроэнергетики. Активизацию публичной деятельности Чубайса, выступившего последовательно и с поддержкой Владимира Путина, вопреки позиции СПС, и с поддержкой российского правительства в Давосе, многие склонны объяснять тем, что под Чубайсом просто зашаталось кресло. По оценкам внимательных наблюдателей, чем хуже у него дела, тем старательнее он обыгрывает имидж публичного политика, ловко уворачивающегося от корпоративной критики.