ВЛАДИМИР ПУТИН впервые возглавил список ведущих политиков России в октябре прошлого года, и с тех пор его позиции все более и более укреплялись. В декабре отрыв Путина от занимавшего второе место Бориса Ельцина, тогда еще действующего президента, составил чуть более 0,5 балла, в январе и.о. главы государства опережает ближайшего номинанта уже почти на два балла. Кроме того, он имеет наибольший балл с учетом знака влияния (положительного). Таким образом, по мнению экспертов, Путин демонстрирует не только силу влияния, но и его качество. После отставки Ельцин хотя и входит в лидирующую десятку, но теперь он только на 8-м месте.
Судя по результатам январской экспертизы, влиятельность того или иного политического деятеля, как и раньше, во многом определяется его близостью к фигуре президента, пусть даже имеющего приставку "и.о.". Вслед за Путиным расположились глава администрации президента Александр Волошин (2-е место, в декабре 5-е), депутат Госдумы Борис Березовский (сохранивший 3-е место) и председатель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс (4-е место, в декабре 7-е). Березовский и Чубайс едины в своей поддержке Путина как наиболее вероятного будущего президента, однако жестко конкурируют за возможность оказывать на него влияние. Последнее, судя по всему, происходит у них с переменным успехом, хотя само их положение в рейтинге говорит о том, что такого рода влияние имеет место. Сам по себе формальный статус (депутат и руководитель компании) вряд ли может гарантировать место среди самых влиятельных политиков страны. В этом плане ясным и логичным является стремительный рост рейтинга Михаила Касьянова (5-е место против 32-го в декабре), назначенного первым заместителем председателя правительства, что в условиях совмещения Путиным двух постов делает его по существу исполняющим обязанности премьера.
В январе в десятку ведущих политиков вошли лидеры КПРФ Геннадий Селезнев и Геннадий Зюганов (6-е и 7-е места против 16-го и 13-го в декабре). Как представляется, это результат сочетания двух обстоятельств. Во-первых, КПРФ и блок "Единство" договорились о разделе постов в Госдуме, что позволило Селезневу занять пост председателя нижней палаты парламента, а членам фракции коммунистов - возглавить ряд думских комитетов. Во-вторых, произошло ослабление позиций политических фигур, еще совсем недавно занимавших ключевое положение в стране. Выше уже говорилось о 8-м месте Ельцина. Его советник и дочь Татьяна Дьяченко, в декабре бывшая на 4-м месте, вообще вышла за пределы первой двадцатки рейтинга. Из десятки сильнейших выпал Роман Абрамович, правда, место в двадцатке он сохрнил (13-е место, в декабре 8-е). Заметно ослабили свои позиции лидеры "Отечества" - мэр столицы Юрий Лужков и депутат Госдумы Евгений Примаков (первый переместился с 6-го места в декабре на 9-е в январе, а второй - с 10-го места на 19-е).
Повышение рейтинга вследствие ослабления позиций других "игроков" наблюдается не только у вышеупомянутых коммунистических лидеров. Среди политиков, занимающих первые десять мест, только у троих средний балл влияния увеличился по сравнению в декабрем: у Путина, Касьянова и Селезнева. Рейтинг еще четырех номинантов повысился, несмотря на то, что полученные ими в январе средние баллы уменьшились. Последнее имело место у Волошина, Чубайса и Зюганова, а также у министра обороны Игоря Сергеева (10-е место в январе против 17 - 18-го в декабре). Такое стало возможным потому, что баллы ряда других политиков, ранее входивших в первую десятку рейтинга, уменьшились еще сильнее.
Во второй десятке рейтинга произошли также весьма заметные изменения. Вновь вернулись в нее патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (11-е место против 26-го в декабре), председатель правления "Газпрома" Рем Вяхирев (14-е место против 23-го), министр внутренних дел Владимир Рушайло (15-е против 21-го), председатель Совета Федерации Егор Строев (17-е против 24-го). Впервые в двадцатку ведущих политиков вошел начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин (18-е место против 27-го в декабре). Заметно снизился рейтинг у министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу (20 - 21-е место в январе против 11 - 12-го в декабре). И это несмотря на то, что он к посту министра добавил пост вице-премьера.
В январе, кроме уже упоминавшейся Татьяны Дьяченко, первую двадцатку рейтинга покинули заместитель главы администрации президента Игорь Шабдурасулов, председатель Центризбиркома Александр Вешняков, обозреватель ОРТ Сергей Доренко, советник бывшего президента Валентин Юмашев и министр путей сообщения (ранее занимавший также пост первого вице-премьера) Николай Аксененко.
Изменения в рейтинге, относящиеся ко всей сотне ведущих политиков, произошли под влиянием событий, которые в ряде случаев были связаны между собой.
Отставка Ельцина, как и следовало ожидать, повлекла за собой снижение политического веса целого ряда членов команды бывшего президента. О его советниках Дьяченко и Юмашеве уже говорилось выше. Резко упал рейтинг бывшего управделами президента, а ныне госсекретаря Союза Белоруссии и России Павла Бородина (88-89-е место против 28-го в декабре). Заметно упал он и у заместителей главы администрации президента Джахан Поллыевой и Сергея Приходько (55 - 56-е и 73 - 74-е места в январе против 37-го и 62 - 63-го в декабре). Снизился рейтинг и у членов команды, выполнявших функции политконсультантов-имиджмейкеров: заместителя главы администрации Игоря Шабдурасулова (22 - 23-е против 14-го) и руководителя Фонда эффективной политики Глеба Павловского (43-е против 29-го). Правда, в данном случае, скорее, можно говорить о естественном уменьшении влияния, так как высокие оценки в декабре были выставлены им за успешно проведенную кампанию по выборам в Думу. В январе же наступила неизбежная пауза в предвыборных баталиях. Последним обстоятельством, кстати, можно объяснить и уменьшение рейтинга председателя Центризбиркома Александра Вешнякова (24-е место в январе против 9-го в декабре). Покинули сотню ведущих политиков бизнесмен и зять Бориса Ельцина Валерий Окулов и пресс-секретарь первого российского президента Дмитрий Якушкин. В свою очередь, сотня ведущих политиков страны стала пополняться людьми, которых считают выдвиженцами Путина. В январе в нее впервые вошли руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак (41-е место), секретарь Совета безопасности Сергей Иванов (81 - 82-е место) и руководитель Центра стратегии развития, заместитель министра госимущества Герман Греф (94-е).
Распределение постов в Госдуме (не только результат, но и сам характер борьбы) сказалось на рейтинге политиков, представляющих партии и блоки.
Блокирование фракций КПРФ и "Единство", позволившее им поделить основные "командные высоты" в нижней палате, положительно отразилось на рейтинге их представителей. Рейтинг Селезнева и Зюганова, как уже говорилось, повысился. Несколько подрос он и у депутата от фракции КПРФ Валентина Купцова (52-е место в январе против 60-го в декабре). Кроме того, вернулся в сотню ведущих политиков известный своими левыми взглядами председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Сергей Глазьев (75 - 76-е место). Впервые появились в сотне ведущих политиков лидер думской фракции "Единство" Борис Грызлов (33-е место) и один из лидеров блока, председатель комитета по безопасности Александр Гуров (97- 99-е).
Демарш четырех думских фракций по поводу, как они считают, "сговора" КПРФ и "Единства", судя по результатам экспертизы, мало что им дал. Две из четырех фракций "меньшевиков" определенно проиграли. Правда, это могло произойти и в том случае, если бы их демонстративного ухода в оппозицию не было. Понизился рейтинг депутатов - лидеров "Союза правых сил" Сергея Кириенко (30-е место против 22-го в декабре), Бориса Немцова (81 - 82-е против 54-го) и Ирины Хакамады (88 - 89-е против 55 - 56-го). Проиграл также блок "Отечество - Вся Россия": о падении рейтинга Лужкова и Примакова говорилось выше, снизился он также у сторонников ОВР бизнесмена Владимира Евтушенкова (83 - 85-е место против 72-го) и члена Совета Федерации Владимира Платонова (95 - 96-е против 88 - 89-го). Депутат от ОВР Георгий Боос вообще выпал из сотни ведущих политиков. Исключением является рост рейтинга депутата от ОВР Станислава Говорухина, который вновь вошел в "сотню" (60-е место). Однако здесь, по-видимому, сказалось, во-первых, то, что Говорухин заявил о своих президентских амбициях, а во-вторых, в январе он активно проявил себя как публичный политик, пожалуй, как никто другой из ОВР часто выступая на радио и телевидении. Фракция "Регионы России", можно считать, осталась "при своих", так как некоторое повышение рейтинга ее лидера Олега Морозова (77 - 79-е место против 93 - 95-го) компенсируется снижением его у другого члена данной фракции - председателя бюджетного комитета Александра Жукова (86-е против 68-го). А вот фракция "ЯБЛОКО" от произошедшего "скандала" скорее выиграла, чем проиграла. На смену покинувшему в январе сотню ведущих политиков Владимиру Лукину в нее возвратился другой "яблочник" - Сергей Иваненко (97 - 99-е место). Лидер же фракции "ЯБЛОКО" Григорий Явлинский, еще раз продемонстрировавший свою категорическую оппозиционность, с 30-го места в декабре поднялся на 20 - 21-е место.
Понизились "акции" политиков, представляющих средства массовой информации. Так, обозреватель ОРТ Сергей Доренко переместился с 15-го места в декабре на 28-е в январе, его коллеги с НТВ и РТР Евгений Киселев и Николай Сванидзе теперь соответственно на 46-м и 58 - 59-м местах, хотя в декабре были на 41-м и 39 - 40-м. Выпали из ведущей сотни политиков главные редакторы газет Виталий Третьяков и Павел Гусев.
Активность военных в Чечне в сочетании с "миротворческим" давлением Запада на Россию привлекли еще большее внимание к политикам, представляющим силовые ведомства. Повысился рейтинг министра обороны Игоря Сергеева, начальника генерального штаба Анатолия Квашнина и министра внутренних дел Владимира Рушайло (о них говорилось выше), а также генерала Владимира Шаманова (35-е место в январе против 46 - 47-го в декабре) и представителя правительства России в Чеченской Республике Николая Кошмана (47 - 48-е место против 58-го). Кроме того, вернулся в "сотню" еще один генерал - Леонид Ивашов (100-е место). В то же время существенно вырос рейтинг президента Чечни Аслана Масхадова (22 - 23-е место против 39 - 40-го в декабре).
Среди отдельных политиков, чей рейтинг в январе претерпел существенные изменения, можно отметить следующих. Победивший на губернаторских выборах в Подмосковье Борис Громов не только вновь вошел в сотню ведущих политиков, но и занял в ней достаточно высокое 39-е место. Владислав Сурков, которго в некоторых СМИ назвали архитектором сложившейся в Думе "конфигурации", поднялся на 45-е место (в декабре - 87-е). Вошел в "сотню" назначенный первым заместителем министра финансов Алексей Кудрин (57-е место). В январском рейтинге появился заместитель представителя правительства в Чеченской Республике Бислан Гантамиров (80-е место).
Кроме уже упоминавшихся Бориса Грызлова, Бориса Громова, Дмитрия Козака, Алексея Кудрина, Станислава Говорухина, Сергея Глазьева, Бислана Гантамирова, Сергея Иванова, Германа Грефа, Александра Гурова и Сергея Иваненко, в сотню ведущих политиков России в январе вошел главный военный прокурор Юрий Демин (97 - 99-е место). В свою очередь, кроме названных Виталия Третьякова, Павла Гусева, Георгия Бооса, Владимира Лукина, Валерия Окулова и Дмитрия Якушкина, список покинули Магомедали Магомедов, Михаил Ванин, Андрей Шаповальянц, Владимир Семенов, Кирсан Илюмжинов и Владимир Рыжков.
Максимально позитивный вклад в политику, согласно январской экспертизе, внесли следующие десять государственных и общественных деятелей:
Из почетной десятки выбыли директор Службы внешней разведки Вячеслав Трубников, председатель ЦБ Виктор Геращенко, депутат Госдумы Сергей Степашин и губернатор Липецкой области Олег Королев. Список "героев" пополнили председатель правления ОАО "Газпром" Рем Вяхирев, руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак, председатель Совета Федерации Егор Строев и министр обороны Игорь Сергеев.
Наиболее сильное отрицательное влияние на политику России, с точки зрения участников экспертизы, оказывали следующие деятели:
По сравнению с предыдущим месяцем в списке "антигероев" появились комментатор РТР Николай Сванидзе и заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков. В то же время из десятки выбыли руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский и лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
В январе служба "Vox populi" попросила экспертов ответить на следующий вопрос: "Как вы полагаете, каковы будут результаты голосования 26 марта, кто наберет больше всего голосов в свою поддержку и в каком порядке будут расположены фамилии других кандидатов в президенты РФ по мере убывания этой поддержки?". Таким образом предполагалось получить прогнозный рейтинг победителей первого тура (гипотетически имеется возможность и второго тура голосования), определяемый на основе минимальной суммы мест (за 1-е место - одно очко, за 2-е - два, и т.д.). В итоговой таблице приводится число экспертов, принявших участие в оценке того или иного кандидата, так как оно характеризует степень надежности результатов (уверенности экспертов в том, что данный кандидат примет участие в выборах и займет соответствующее место). Расчеты проводились только для кандидатов, называвшихся в первой пятерке.
*По два раза были упомянуты Сергей Кириенко и Юрий Скуратов, по одному - Элла Памфилова и Александр Баркашов. Ввиду недостаточной представительности данных расчеты по определению суммы мест этих политиков не проводились.
Итак, мнения экспертов по поводу того, кто наберет больше всех голосов 26 марта и кто по этому показателю будет вторым, практически единодушны: Путин и Зюганов. На третьем месте Примаков, однако данные здесь не очень надежны. Оценить шансы Примакова как кандидата в президенты сочли возможным только 11 экспертов (да и то, как правило, в анкете стояла приписка: в том случае, если он примет участие в выборах). А вот данные, характеризующие шансы Явлинского, более надежны, ему дали оценку 36 экспертов. Аналогичная ситуация со следующей парой номинированных кандидатов в президенты: у Говорухина несколько лучшая сумма мест, чем у Жироновского, но у последнего явно выше надежность прогноза. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что расхождения в количественных показателях прогноза по политикам, занявшим в прогнозном рейтинге места с 4-го по 8-е, весьма близки (от 4,00 до 4,43), что говорит о значительных расхождениях во мнениях экспертов по данным кандидатурам.