САММИТ стран СНГ лишний раз доказал, что пока у Владимира Путина нет серьезного соперника на предстоящих президентских выборах - никто из глав государств - участников СНГ не сомневается в том, что встречался с будущим хозяином Кремля. Путина восприняли не в качестве временной, "технической" фигуры, а как полноценного партнера, избрав его председателем Совета глав государств. Оговорка по поводу возможных изменений по итогам мартовских выборов не в счет, это, скорее, пустая формальность. Так что преемник вместе с кремлевским кабинетом принял из рук Бориса Ельцина звание "старшего брата", а президенты стран СНГ с этим легко согласились.
Но есть и обратная связь - любые интеграционные усилия на фоне продолжающегося охлаждения отношений с Западом, безусловно, принесут и.о. президента дополнительные очки. И, кажется, Владимир Путин намерен извлечь максимальную пользу из этого обстоятельства. Многие из сделанных им и его коллегами заявлений действительно способны внушить надежду на то, что СНГ в конечном счете сможет оказаться действенной структурой, однако нельзя исключать и того, что часть из них окажется не более чем предвыборной риторикой, и прежде всего это относится к Союзу России и Белоруссии.
Так, например, Владимир Путин в Кремле произнес уже ставшую знаменитой фразу - "Это не союз бюрократий, это союз народов". Однако ни для кого не является секретом, что любое промежуточное соглашение - будь то таможня, законодательство или военно-техническое сотрудничество - автоматически рождает увеличение численности соответствующих аппаратов, а пресловутому "народу" остается лишь довольствоваться тем, что в итоге через энное количество лет все преграды между двумя странами будут сняты. Да и в этом случае прежде всего были выполнены решения, связанные с кадровыми перестановками и причитающимися по рангу льготами - по нашим данным, бывший управделами президента Павел Бородин еще задолго до состоявшегося назначения долго и тщательно выбирал себе кабинет в помещениях исполкома.
Тем не менее Владимир Путин сумел внести новые нотки в старую тему. Вместе с уходом Ельцина изменилось и отношение политической элиты страны к вопросам взаимоотношений России с бывшими республиками СССР. Еще в декабре, сразу же после подписания Союзного договора с Белоруссией, ряд лидеров национальных республик РФ выступили с резкой критикой подобного объединения. Президент Татарии Минтимер Шаймиев даже заявлял о намерении требовать повышения статуса собственной республики, претендуя чуть ли не на звание третьего участника этого договора. Тогда получилось так, что интеграционные процессы в масштабах двух государств резко усилили если не сами центробежные тенденции внутри России, то по крайней мере степень их проявления.
Сейчас, спустя всего несколько недель, ни один из прежних ярых критиков объединения не рискнул выразить прежнюю точку зрения. И отнюдь не потому, что уже поздно что-либо менять - тогда, в декабре, ситуация в этом смысле была такой же. Причина, скорее всего, в другом: критиковать Путина нынче не принято, и даже столь спорные вопросы, как объединение с Белоруссией, не смогли переломить это правило. Никто из представителей политической элиты не желает ссорится с Путиным, однако искренние мотивы этой молчаливой поддержки отнюдь не однозначны. И если вялая реакция на саммит таких персон, как Григорий Явлинский или Геннадий Зюганов, вполне понятна - они слишком увлечены думским расколом, то уход в тень региональных лидеров, известных своей любовью к громким заявлениям, вызван не политическими, а сугубо прагматическими причинами. Как только появится возможность вновь выступить с критикой в адрес центральной власти, не боясь при этом навредить собственным интересам, союз с Белоруссией немедленно превратится в повод для упреков.
Однако Владимир Путин уже сейчас имеет все возможности, чтобы достойно отразить подобные нападки в том случае, если они все же появятся. И столь популярное сейчас словосочетание "преемственность власти" сможет легко переродиться в "наследие прежнего режима". Напомним, что в конце ноября, после объявления о переносе подписания союзного договора из-за болезни президента, многие аналитики были уверены, что это заболевание носит исключительно дипломатический характер. Но тогда речь шла только о том, какой из Дум - новой или старой - выпадет честь ратификации этого договора. Сам же Борис Ельцин, судя по всему, уже тогда всерьез думал о своей отставке и о тех возможных трудностях, с которыми придется столкнуться его преемнику. И не исключено, что именно поэтому нынешний объединительный этап оказался разделен между двумя российскими президентами. В том случае, если процесс объединения двух стран пойдет без сбоев, именно Владимиру Путину достанутся лавры "главного интегратора", а любые трудности могут быть с легкостью списаны на его предшественника. Он, скорее всего, будет не в обиде.