Фото из журнала "Коммерсант Власть" |
- АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ, почему КПРФ на думских выборах не удалось выйти за предел в 25%, может, это и есть ваш "потолок"?
- На самом деле КПРФ преодолела этот рубеж. Если посмотреть по регионам, то динамика в целом положительная. Есть регионы, где мы набрали более 40% голосов, просто у нас украли приблизительно 5-7%. С другой стороны, порядка 6% наших голосов растащили мелкие организации левой ориентации. Так что если суммировать эти цифры, то мы выходим на 40% голосов, что, согласитесь, совсем неплохо. Выборы показали, что нам сейчас важнее заниматься не пропагандистской работой, а контролем за деятельностью избирательных комиссий. Иначе мы придем к тому, что население перестанет доверять институту выборов, и власть потеряет свою легитимность. Уже сейчас мы видим неуклонный рост числа голосующих "против всех".
- Каким образом может отразиться на рейтинге КПРФ союз с "Единством"?
- Никакого союза c "Единством" у нас нет. Есть тактическое соглашение по конкретному вопросу. Если просчитывать последствия этого компромисса, то, несомненно, это пойдет нам в плюс. Мы показали, что являемся опытной парламентской партией. Мы доказали, что ОВР, СПС и "ЯБЛОКО", которые усиленно надували щеки, не являются теми политическими силами, с которыми хочет идти на контакт власть. Мы укрепили свои позиции в Государственной Думе и поэтому будем серьезнее влиять на развитие процессов в стране через принятие законов. Так что стартовали мы очень неплохо.
- Чем, на ваш взгляд, разрешится парламентский кризис?
- Кризиса нет, так как Дума может работать и принимать законы. Коалиция обиженных фактически развалилась. Сергей Кириенко вышел из нее, кто будет следующим, уже не играет принципиальной роли. Меньшинство уже потеряло свои позиции. Эти люди оказались просто не готовыми к парламентской борьбе. Они не держат удара. А те, к кому они относились презрительно, оказались более сильными и умеющими лучше просчитывать ситуацию. Их истерика связана с тем, что они переоценили свою значимость и недооценили гибкость в политике Кремля. Просто они не смогли просчитать все варианты развития событий. "ЯБЛОКО" вообще внушило себе, что является интеллектуальной элитой Думы. Мы же их переиграли и продолжаем усиливать свои позиции. Да, двигаясь вперед, мы отталкиваем и размазываем по стенке "яблочников", правых и так далее, но это закон политики.
- Сейчас много говорят о том, что создается основа двухпартийной системы в России. Это так?
- Мы не против того, чтобы у нас складывалась нормальная биполярная политическая система. Однако, насколько я вижу, "Единство" повторяет судьбу НДР. Очевидно, что в России нормальная партия может сложиться, только пройдя школу оппозиции. Я думаю, что перед каждыми выборами будет создаваться новая партия власти. А вот в Думе действительно может сложиться нормальная биполярная система, когда две крупнейшие фракции будут находить компромисс в процессе решения важнейших вопросов.
- Левые радикалы Илюхин и Макашов набрали очень мало голосов на выборах. Не означает ли это, что их влияние внутри КПРФ станет слабее и партия станет более правой?
- Можно было бы говорить о позиции Илюхина и Макашова в КПРФ, если бы за ними в партии шла более или менее значительная часть членов. На самом деле этого нет. Партия была и остается единой. Мы убеждали Виктора Илюхина и Альберта Макашова, что тактика хождения на выборы несколькими колоннами не принесет успеха. И выборы поставили точку в этом споре. Они получили очень горький для них урок, а руководство КПРФ оказалось правым.
- Перед выборами вы очень много говорили о создании правительства парламентского большинства. Сейчас эта идея умерла или нет?
- Эта идея умереть не может, пока в России не умер кризис. Понятно, что правые силы, которые выступают за продолжение прошлой политики и которые получили значительное представительство в парламенте, не смогут решить основных социально-экономических проблем страны. Поднять экономику они так и не могут. Те темпы роста, которые они заложили в бюджет, очень незначительны. Во всем мире эти показатели гораздо выше. Социальная сфера продолжает деградировать, поднятие зарплат и пенсий связано исключительно с инфляционными процессами, а не чем-то иным. Ситуация в Чечне также продолжает ухудшаться. Улучшить ситуацию можно только через консолидацию влиятельных общественно-политических сил. Для этого необходимо идти на компромисс и создавать коалиционное правительство, прообразом которого был кабинет Евгения Примакова. Я не исключаю, что в ближайшее время к этой идее вновь вернутся. По крайней мере объективные обстоятельства будут подталкивать власть именно в этом направлении. Сейчас уже всем ясно, что на российском политическом ландшафте есть только одна партия, не подверженная изменениям, - КПРФ. Все остальные - это маневры, блоки и временные коалиции.
- Будете ли вы и дальше выдвигать лозунг борьбы с "антинародным режимом" или с уходом Бориса Ельцина ваша позиция изменилась?
- Мы должны судить о любом политике по его делам. Если мы увидим, что основные тенденции будут развиваться в том же направлении и при Путине, то у нас не будет никакого основания снимать этот лозунг. С другой стороны, в обществе есть надежда, что Владимир Путин - это не продолжатель дела Ельцина. Тем более что пока он не дает четких ответов на принципиальные вопросы. Если бы он в свое время не сказал о том, что не будет пересмотра итогов приватизации, то у нас было бы гораздо больше оснований для налаживания взаимодействия именно с ним. Если бы мы поняли, что он человек государственно-ориентированный и хочет разрешить кризис в стране, мы бы с ним с удовольствием сотрудничали.
- В программной статье Владимира Путина очень много государственнических и патриотических идей. Иногда его мысли прямо перекликаются с программой КПРФ...
- Мы оцениваем это очень положительно. Если наши лозунги берет на вооружение власть, значит, они эффективны. Перехват лозунгов - не новый метод. Однако время здесь играет на нас. Одно дело декларировать наши лозунги, и совсем другое - их реализовывать. В политике определенное время верят на слово. Посмотрим, что будет дальше. Пока мы видим, что идет рост цен, ухудшается ситуация в Чечне и с каждым днем позиции исполняющего обязанности президента становятся все более уязвимыми. Чем дальше, тем труднее ему будет уклоняться от ответов на основные вопросы. А что касается риторики, то она действительно очень напоминает речи Геннадия Зюганова образца 1996 года.
- Хватит ли у Владимира Путина запала для сохранения своих позиций до президентских выборов?
- На мой взгляд, его саночки уже поехали с горки, посмотрим, насколько стремительным будет этот спуск.
- А теперь о ваших проблемах. Почему Аман Тулеев ушел от вас?
- Если смотреть внимательно, то руководство КПРФ уже достаточно давно считало, что Аман Гумирович не является нашим последовательным сторонником. Не случайно же его не включили в первую тройку, а поставили четвертым.
- Сколько процентов голосов он сможет получить на президентских выборах?
- Я думаю, 1,7%.