ВЧЕРА российское правительство приняло программу государственного оборонного заказа на 2000 г. То, что это удалось сделать в январе, а не в апреле, как в 1999 г., - несомненный успех правительства. По сравнению с бюджетом прошлого года расходы на оборонные НИОКР, закупку и ремонт вооружения, а также утилизацию техники возросли в 1,5 раза. Причем большая часть увеличения приходится на первые две статьи.
По словам Владимира Путина, рост госзаказа не связан с операцией в Чечне, а представляет собой шаг к решению застарелой проблемы недофинансирования армии. И.о. президента также считает, что ВПК может стать "локомотивом развития экономики". Действительно, в 1999 г. рост производства военной и гражданской продукции в ВПК составил, по различным оценкам, 30-40%. Однако эксперты расходятся во мнениях, насколько эта тенденция является долгосрочной. Характерно, что, как и в прошлые годы, оплатить всю произведенную по своему заказу продукцию государство не смогло. По данным вице-премьера Ильи Клебанова, объем финансирования предприятий ВПК из госбюджета в 1999 г. составил 85-86%. Однако начальник вооружения ВС РФ Анатолий Ситнов месяц назад заявил, что госзаказ профинансирован всего на 60%.
Так или иначе, долг государства оборонке за прошлый год если и снизился, то незначительно. Клебанов обещает, что задолженность за 1999 г. будет погашена в первом квартале, а выплаты за 1997-1998 гг. будут растянуты на два-три года. Обращает внимание, что государство и оборонщики расходятся в оценке общей суммы долга. Власть признает за собой лишь прямые недоплаты (это немногим более 10 млрд. руб.). Предприятия настаивают на компенсации потерь, связанных с использованием денежных суррогатов, огромными штрафами, пенями и процентами по кредитам, которые образовались из-за корректировки и недофинансирования госзаказа. По оценке экспертов, суммарные потери ВПК, возникшие по вине государства, превышают 100 млрд. руб. На этом фоне сумма в 3 млрд. руб., запланированная в бюджете на погашение долгов прошлых лет по статье "Национальная оборона", выглядит просто смешной.
Как известно, начиная с 1999 г. объем госзаказа засекречен. Это особенно удивительно на фоне того, что Россия обязалась представлять информацию по своим военным расходам в ООН. Похоже, что Илья Клебанов пытался решить эту проблему (он, в частности, обещал в ноябре 1999 г., что гособоронзаказ будет открыт по десяткам позиций), но не сумел. Судить об общем уровне расходов на перевооружение армии можно лишь по заявлениям отдельных руководителей. По мере развития операции в Чечне сумма госзаказа непрерывно росла. В сентябре 1999 г. говорилось о 36 млрд. руб., в ноябре - уже о 46 млрд., наконец, 14 января 2000 г. из уст Клебанова прозвучала сумма 62 млрд. руб., которая, судя по всему, наиболее близка к истине.
Отсутствие постатейного распределения госзаказа не позволяет сделать точные выводы о направленности военного строительства в 2000 г. Высшие должностные лица правительства говорили о большей сбалансированности программы и о необходимости увеличения финансирования сил общего назначения при сохранении внимания к стратегической ядерной компоненте ВС. Одновременно обещана прибавка ВМФ. В сфере обычных вооружений наибольшим вниманием будут пользоваться высокоточное оружие, средства разведки, связи и управления, а также современная экипировка военнослужащих.
Анализ заявлений военных и политических руководителей о структуре госзаказа свидетельствует об их противоречивости. Илья Клебанов, в частности, утверждал, что до 80% средств тратилось на ядерные силы, в то время как, по информации из Минобороны, суммарные расходы на закупку техники для РВСН, ВВС и ВМФ в 1999 г. не превышали 50% общего объема финансирования оборонного производства.
В целом очевидно, что ни один из существующих документов, определяющих стратегию перевооружения ВС РФ, сегодня не работает, а это и порождает противоречия в данных и, что еще хуже, неопределенность в приоритетах. Между тем при уровне госзаказа в 2 млрд. долл. в год нельзя позволить себе ежегодную переориентацию с одних программ на другие. Такую сумму в развитых странах тратят в год только на один серьезный проект, подобный новому самолету, ракетному комплексу, танку. Выход из ситуации - только в тщательном выборе приоритетов и доведении до конца того, что начато. Кроме того, следует покончить с тотальным засекречиванием оборонных расходов, создающим простор для чиновничьего волюнтаризма при распределении средств.
Ситуацию планируется отчасти исправить путем принятия в 2000 г. программы вооружений на период до 2015 г. Ясно, однако, что этот документ должен быть согласован с планами реструктуризации оборонного комплекса, которые на сегодняшний день в явном виде отсутствуют. В то же время программа реформ в оборонке разрабатывается. Об этом, в частности, свидетельствуют заявления Ильи Клебанова, что через 3-5 лет в России будет максимум два авиационных концерна, а еще через 3-4 года - один. Таким образом, подтверждена линия на формирование крупных интегрированных структур с полным циклом разработки и производства. Это соответствует мировой тенденции, однако до сих пор такая политика в России не привела к существенным результатам.
Новое российское руководство обещает сделать 2000 год годом начала перевооружения ВС и восстановления оборонки. Однако финансовые проблемы России, недоработанность планов военного строительства, все более плотное закрытие их от общества заставляют сомневаться в том, что эти обещания в полной мере удастся реализовать.
* * *
ПОМИМО вопросов, связанных с финансированием оборонного заказа и развитием ВПК, на заседании правительства обсуждались также текущие и стратегические задачи агропромышленного комплекса. Владимир Путин подчеркнул, что это вопрос экономической и продовольственной безопасности страны, и призвал сделать все, чтобы "уйти от импорта зерна". Впрочем, по данным Минсельхозпрода, в этом году дефицит зерновых превысит отметку в 9 млн. т (по другим оценкам - 15 миллионов). Основная доля дефицита выпадает на фуражное зерно: эксперты отмечают, что одна из ключевых проблем животноводческой отрасли - как раз отсутствие необходимых кормов.
При нынешних объемах производства показатели, на которые правительство планирует вывести сельское хозяйство к 2005 г., кажутся несколько нереальными: согласно программе "Зерно", которую на заседании было решено разработать и утвердить, через пять лет страна будет должна вырабатывать не менее 90-95 млн. т зерна в год. Несколько месяцев отводится на сбор конкретных предложений по тому, как лучше достичь поставленной задачи. Для этого необходимо нарастить материально-техническую базу, внедрить современные агротехнологии, развить инфраструктуру зернового рынка. Кроме того, решено до 1 марта проработать механизм финансирования закупок зерна, направляемого в государственный оперативный резерв сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Впрочем, сделав несколько шагов вперед, правительство сделало и один шаг назад. Долги с наших ближайших соседей получать надо, но дожидаться от них оплаты "живыми деньгами" в полном объеме явно нереально. Поэтому Минсельхозпроду, Минтопэнерго, Минсодружеству совместно с Минэкономики, Минторгом, Минфином, "Газпромом" и РАО "ЕЭС" поручено разработать конкретные предложения о поставках зерна из стран СНГ в счет оплаты долгов за российские энергоносители. В этих же целях МПС и Министерству по антимонопольной политике поручено сохранить для импортируемого из ближнего зарубежья зерна и зернопродуктов прежние тарифы на перевозку.
После заседания правительства состоялась встреча и.о. президента Владимира Путина и первого вице-премьера Михаила Касьянова, в ходе которой был сделан ряд важных заявлений. В частности, Михаил Касьянов отметил, что в текущем месяце наблюдается определенное "напряжение" со сбором налогов. Но, по его словам, несмотря на это, расходная часть бюджета будет выполнена полностью.