ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ кампания президента России вряд ли по накалу страстей и методам агитации будет сильно отличаться от думской. По крайней мере субботне-воскресная "аналитическая телеразминка" продемонстрировала, что от способов, доказавших свою эффективность в период думских выборов, отказываться не собираются.
Да и сами первые события года - думский скандал - по своей форме вполне соответствуют общей атмосфере фарса, царящей в последнее время в российской политике. Отказ от выдвижения на пост спикера Примакова, Степашина, Похмелкина с сопутствующими обвинительными речами, нежелание трех фракций участвовать в работе нижней палаты парламента, неожиданный союз "Единства" и КПРФ - лишнее тому доказательство.
Впрочем, в Кремле не склонны рассматривать все произошедшее как некую трагедию, ударяющую по репутации и Думы, и Путина, и его администрации. "Уже в феврале ОВР будет вновь поддерживать Путина", - убеждены в Кремле.
Лидеры "обиженных" фракций, по мнению источников в Кремле, сами во многом виноваты - еще в самом начале января, во время первой встречи с и.о. президента, все они единодушно выступили за серьезное сокращение количества комитетов, заявив, что посты для них не являются ключевым вопросом. Но как только дошло до дела, и ОВР, и СПС, и "Яблоко", по свидетельству наших источников, стали требовать комитеты под конкретных людей. Например, СПС мог бы с легкостью получить интересующий их комитет, если бы не настаивал на кандидатуре Ирины Хакамады в качестве его председателя. Коммунисты как обладатели большинства голосов просили выдвинуть любую другую персону, однако возглавляемая Сергеем Кириенко фракция отказалась идти на компромисс. Еще до первого заседания администрация президента вела с правыми весьма активные переговоры, обсуждая в том числе и возможность создания правоцентристского блока, но результата достичь так и не удалось. В Кремле уверены, что "меньшевики" в самом ближайшем будущем вернутся в зал заседаний.
Однако последствия думского скандала могут оказаться для Кремля гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. У лидеров трех мятежных фракций есть шанс окончательно превратить предвыборную кампанию за президентское кресло в фарс, благо технология была отработана на первом заседании Думы. Действительно, что может помешать основным претендентам на пост главы государства в последний момент снять свои кандидатуры и не участвовать в первом туре голосования? Особенно если к 26 марта победа на выборах Владимира Путина по-прежнему будет очевидной. Тогда Владимир Путин окажется не в очень-то приятной компании. Его соперниками станут Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и никому не известные кандидаты типа Клавдии Божедомовой. На результатах выборов это, конечно, не скажется, но лучшего удара по имиджу будущего президента вряд ли можно придумать.