0
1105
Газета Политика Интернет-версия

22.01.2000 00:00:00

Россия на перепутье

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова - зав. сектором ИМЭМО.


Пожалуй, трудно найти в высшем эшелоне российской власти такого второго политика, как Путин, который сказал бы столько хорошего и правильного по самым разным вопросам внутренней и внешней политики. Пожалуй, нет никого другого "наверху", кто был бы столь же демократичен и человечен, как Владимир Путин, который бесстрашно инспектирует федеральные войска в Чечне в новогоднюю ночь, не чинясь, посещает детские больницы, поздравляет участников КВН, встречается с творческой интеллигенцией, как бы извиняясь, сообщает пенсионерам о прибавке к пенсии, - хотелось бы больше, но увы! И было бы упрощением все успехи Путина приписывать умелым PRовцам из его команды, так же, как и относиться к Путину только лишь как к послушной креатуре Кремля. Несомненно, Путин - самостоятельная величина, имеющая собственные, говоря его же, путинским, языком, "понятия". Иными словами, на одной чаше весов - правильные заявления, благородные жесты и благие намерения.

На другой чаше весов - конкретные дела нынешнего и.о. президента, пришедшего в большую политику на волне борьбы с чеченским терроризмом, которая незаметно обернулась новой затяжной и кровопролитной войной. И как ни называй сегодняшние события в Чечне - борьбой ли с международным терроризмом или антитеррористической акцией против незаконных бандформирований, - они все больше и больше напоминают войну 1994-1996 годов, тягостную и беспросветную.

Среди реальных дел Владимира Путина и недавние парламентские выборы. Лидер НДР Владимир Рыжков в одном из телевизионных интервью о результатах выборов простодушно-восторженно признал, что премьер блестяще провел выборы. Комплимент, если вдуматься, весьма сомнительный. История, совсем еще недавняя, свидетельствует, что манипулирование общественным мнением, игра на националистических чувствах и популизм - прямой путь к диктатуре.

Приход Путина в большую политику и его фантастическая популярность - результат совпадения многих факторов, пробудивших в обществе, по меткому выражению одного из наших политиков, ностальгию по эффективному чекисту. Здесь и усталость народа от бессилия, слабости власти, бедности, чиновничьего произвола. Здесь и посткосовский синдром как реакция на предыдущие международно-политические поражения России, на пренебрежительное отношение Запада, признающего только сильных партнеров. Здесь, надо признать, и интуиция кремлевских технологов, угадавших эти настроения. Мощный взрыв жилых домов в Москве, послуживший запалом борьбы с чеченским терроризмом, объединил эти настроения и направил в одно русло - осознанного желания "сильной руки". И Путин был востребован именно в этом качестве. Все публичные заявления нашего премьера свидетельствуют о его приверженности принципам демократии, но любой политик, пришедший на волне определенных настроений в обществе, становится их заложником, и здесь возникает важнейший для России вопрос: сложились ли в сегодняшней России, прошедшей за последнее десятилетие азы демократии, механизмы сдерживания авторитаризма?

Один из важнейших принципов демократии - разделение властей. Сможет ли новая Дума эффективно выполнять одну из своих основных функций - контроля над исполнительной властью? Состав новой Думы, который казался многим менее одиозным, оказался куда более опасным. Налицо угроза перерождения Думы в карманный парламент, выхолащивания самой сути парламентаризма. Левая "непримиримая" оппозиция, как показал первый день работы Думы, взяла курс на коалицию с "Единством" и его сторонниками, если не сказать филиалами, то есть на интеграцию коммунистов в партию власти под знаком консолидации общества. Если политическая ситуация в России будет развиваться по этому сценарию, то останется лишь немногочисленная демократическая оппозиция (так называемые чистоплюи, по выражению некоторых наших политологов), не только не опасная для власти, но и жизненно необходимая, как некая примета сохраняющейся демократии.

Ответ на вопрос о существовании в обществе механизмов сдерживания авторитаризма - непосредственно связан и с ситуацией в силовых структурах. Административно-командная система опиралась на мощный, широко разветвленный репрессивный аппарат. Насколько разрушение административно-командной системы затронуло этот аппарат, насколько сегодняшние силовые структуры привержены принципам демократии? Сегодня нет определенного ответа на эти вопросы.

Важно и то, насколько в обществе силен иммунитет против вируса авторитаризма. Невозможно поверить, что тяга к "сильной руке" - не к сильным государственным институтам, а именно к руке - естественное состояние нашего общества, неотъемлемая черта российского менталитета. После распада СССР, когда Россия вышла на международную арену с одним лишь желанием стать частью цивилизованного международного сообщества и была принята этим сообществом, несмотря на все былое.

И здесь мы подходим к еще одному вопросу, столь важному для будущего России, да и не только России: существуют ли внешние ограничения роста авторитарных тенденций в России? Располагает ли Запад рычагами воздействия на российское руководство с тем, чтобы оно удержалось в демократических рамках и не переросло в нечто иное?

Зависимость российской экономики от западных кредитов велика, однако было бы наивно полагаться на экономические рычаги давления как на гарантию правильного поведения российского руководства как в самой России, так и за ее пределами. Очевидно, что полная международная изоляция России сегодня невозможна, и это хорошо понимают в Кремле. Она привела бы к страшным катаклизмам внутри страны, что не обошло бы стороной и остальной мир. Скорее всего, ведущие страны Запада будут дозированно применять экономические меры (отказ или согласие дать кредиты, угроза введения санкций и их отмена), пытаясь воздействовать на российское руководство там, где его деятельность будет противоречить интересам Запада.

Означает ли это, что Запад готов последовательно защищать демократию в России? Реакция лидеров ведущих западных стран на августовский путч 1991 года (за исключением Мэйджора, занявшего принципиальную и четкую позицию) показала, что интересы "реальной политики" оказались для Запада важнее. И повторится ли это в будущем? Насколько Запад готов пожертвовать демократией в России во имя внешней стабильности и предсказуемости Москвы, заключив джентльменское соглашение с "сильной рукой"? Во всяком случае, рассчитывать только на то, что "заграница нам поможет", не приходится.

В очередной раз, оказавшись на перепутье, Россия должна сделать свой выбор сама.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
571
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости