Геннадий Селезнев не делает трагедии из думского скандала. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
- ГЕННАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ, откройте секрет, когда консультации в Думе зашли в тупик, в день голосования или раньше?
- Я не принимал участия в консультациях лидеров фракций. Но, по моим сведениям, переговоры зашли в тупик за день до пленарного заседания, когда лидеры не смогли договориться относительно комитетов по безопасности, обороне и международным делам. Поэтому лидеры фракций и депутатских групп, представляющих две трети Государственной Думы, решили самостоятельно поставить точку в этом деле.
- В прошлой Думе была очень похожая ситуация. "ЯБЛОКО" получило контроль над ключевыми комитетами после того, как договорилось с КПРФ. И тогда Григория Явлинского все устраивало.
- Здесь есть большое принципиальное отличие. Необходимо отметить, что блок "Единство" - это не политическая партия. Если посмотреть внимательно их списки, видно, что там в основном люди, пришедшие с государственной службы, директора предприятий, преподаватели вузов, то есть государственники. Партия Явлинского является по своей сути либеральной. Поэтому на этот раз людям из фракции КПРФ было легче вести переговоры именно с "Единством". У КПРФ и "Единства" много общего. Нельзя сказать, что это союз надолго или навсегда, но по крайней мере по вопросу об организации работы Думы был найден общий язык.
- Собираетесь ли вы предложить СПС, "ЯБЛОКУ" и ОВР компромиссный вариант?
- Да, консультации продолжаются. Я сторонник того, чтобы Государственная Дума работала в полном составе. Я не исключаю, что мы добавим еще два-три новых комитета, чтобы предложить их недовольному меньшинству. И никакой трагедии в этом я не вижу.
- Сейчас все ждут реакции на думский скандал Владимира Путина. Вы с ним встречались, будет ли он обозначать свою позицию?
- Я с ним на эту тему не говорил. Но я не думаю, что Путин сторонник того, чтобы часть депутатов саботировала заседания Государственной Думы. Я не исключаю, что лидеры этих фракций попытаются встретиться с Владимиром Путиным для того, чтобы объяснить свою позицию. Мне, честно говоря, их позиция не совсем понятна. Это позиция капризных и амбициозных людей. Нельзя заводить проблему в тупик, создание двух-трех комитетов даст возможность для компромисса, и конфликт будет исчерпан.
- Геннадий Николаевич, но ведь бюджетный комитет не может долго оставаться без руководителя...
- Действительно, самое главное сейчас "закрыть" бюджетный комитет. Если Жуков не хочет его занять, то в этой же депутатской группе есть другие кандидатуры. Я, например, вижу на этом посту Владимира Никитина, он уже был заместителем председателя бюджетного комитета. Он хорошо знает всю технологию подготовки закона по бюджету.
- А на два других комитета новые кандидатуры вы уже подобрали?
- Нет. Пока мы сохраняем нашу договоренность и не ведем речи о том, чтобы подбирать кандидатуры из других фракций на те комитеты, которые закреплены за СПС и ОВР, так же, как и посты заместителей председателя Государственной Думы.
- Считается, что Кремль поддержал вашу кандидатуру, чтобы, грубо говоря, вы стали посредником между администрацией и КПРФ...
- Знаете, каких бы идейных взглядов я ни придерживался, должность председателя Государственной Думы обязывает встречаться с представителями правительства, президентом, членами Совета Федерации. Конечно, мне сегодня гораздо удобней работать с нынешним исполняющим обязанности президента. Он более доступен. Ему можно позвонить, хоть в машину, хоть в его рабочий кабинет - не надо проходить кордон из секретарей, которые вечно интересуются: "А с чем вы?" (как было при старом президенте). И он не гнушается в случае возникновения каких-то вопросов обращаться ко мне. Мне кажется, так и должно быть.
- Сейчас много говорят о том, что КПРФ потеряла свою роль главной оппозиционной силы, поскольку договорилась с прокремлевским "Единством".
- КПРФ - это старая, сложившаяся партия, в то время как "Единство" еще не успело стать партией. Я убежден, что если бы лидеры "Единства" и КПРФ сели за один стол и стали обсуждать свои разногласия, то их набралось бы совсем не много. В отличие от наших разногласий с СПС или с "ЯБЛОКОМ".
- А может ли нынешний думский скандал привести к созданию в нашей стране двухпартийной системы?
- Я думаю, что сейчас закладывается прообраз будущей двух- или трехпартийной системы. Левоцентристская партия с ядром - КПРФ, центристская партия, которая может быть создана на базе "Единства", и правые, если, конечно, они смогут развить СПС.
- Правда ли, что с провалом на думских выборах Илюхина и Макашова КПРФ становится гораздо менее радикальной?
- Мое видение будущей партийной системы в России я выразил. Что касается радикалов, то могу сказать, что радикализм ни в каком виде не приемлем. Кстати, именно это показали последние выборы.
- А в отношении экономики вы приемлете радикальные меры, какие-либо чрезвычайные действия?
- Да, но самое главное, чтобы этот путь развития экономики был эффективным. Сейчас уже мало констатировать, что люди живут плохо, нужно принимать экстренные меры. Необходимо, чтобы экономика эффективно развивалась. Для этого надо сделать налоговую систему приемлемой для физических и юридических лиц, тогда произойдет и наполнение бюджета. Я также сторонник того, чтобы поднять ренту за пользование природными ресурсами, которые принадлежат всем россиянам.
- На ваш взгляд, каковы будут результаты голосования по двум принципиальным вопросам: договору СНВ-2 и Земельному кодексу?
- СНВ-2 пока не внесен в повестку. Сейчас соберутся комитеты по обороне, безопасности и международным делам и внимательно его рассмотрят. В настоящий момент он почти полностью переписан и сильно отличается от того, который вносил президент. Он переписан в пользу России, чтобы наша страна не утратила свою стратегическую безопасность. Посмотрим, как к этому закону отнесутся новые депутаты. Что касается Земельного кодекса, я считаю, его нужно принять в той редакции, в которой мы не приняли его во время работы Думы второго созыва.
- А как в этой редакции отражен вопрос о частной собственности на землю?
- Частная собственность на землю предусматривается. Однако Земельный кодекс оберегает земли сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения в частную собственность передаваться не будут, они могут иметь отношение к арендной собственности с правом ее передачи по наследству. Я за принятие Земельного кодекса именно в этой редакции.
- Вы собираетесь рассматривать законопроекты, внесенные представителями меньшинства, в частности, законопроект об отмене депутатской неприкосновенности?
- Они не могут ничего вносить от имени группы. Каждый закон обязательно проходит через Совет Государственной Думы, который направляет его в соответствующий профильный комитет. И законы рождаются, в первую очередь, в профильных комитетах.