0
963
Газета Политика Интернет-версия

21.01.2000 00:00:00

Новая Дума: только бы не импотентность

Борис Минин

Об авторе: Борис Алексеевич Минин - доктор экономических наук, руководитель Федерального центра сертификации и Экспертного совета по социальной безопасности Госдумы 2-го созыва.


НАХОДЯСЬ в стороне и как бы внутри Думы в течение нескольких последних лет, мне кажется вполне уместным порассуждать, что надо сделать, чтобы если не снять, то по крайней мере заметно поубавить упреки к ней со стороны избирателей и общества, чтобы ее если не полюбили, то по крайней мере прониклись к ней заслуженным уважением как к необходимому атрибуту нашей жизни.

Главное упущение нашего законодательства - крайняя, примитивная малость государственного регулирования даже там, где госаппарат обязан действовать: это когда речь идет о тех сферах, которые нужны всем, но никому в отдельности и, следовательно, не могут найти коммерческие пути реализации. Раньше ссылались на великий План, на великие Директивы и на великих Кормчих. Сегодня так же беспомощно хором ссылаются на Рынок, который якобы все может. Ребята, полно-те...

Рынок, который мы сотворили по образу и подобию существующего на Западе, крайне далек от идеала. Создается впечатление, что те, кто организует это огромное шоу, сами участвуют в нем как актеры, больше забавляются, чем делают дело, они больше заняты или борьбой или танцами друг с другом, нежели чем-то общественно полезным.

Кроме того, этот рынок небезопасен природе и самим людям. Мы уже изгадили все, что могли, и в природе, и в себе. Мы прочно внедрили в себя истребительную потребительскую психологию и жесткий эгоизм. Со становлением рыночных отношений коррозия проникает во все более и более молодые клетки нашего организма...

Даже там, на Западе, где и цивилизация постарше нашей, многим ясно, что реальный рынок идет не к идеалу, а от него. Пример такой реакции - жестокие сражения с полицией пикетчиков перед совещаниями специалистов Всемирной торговой организации в Сиэтле (США). Заметим, это он, Рынок, породил так называемые ТОО - товарищества с абсолютно ограниченной ответственностью, это когда проворовался или проторговался, перевел все имущество на жену - и взятки гладки. За счет клиентов.

Фактически у нас нет специального законодательства, регулирующего (стимулирующего) социальные нововведения по критериям общественного развития, создающего действенные механизмы этого развития. И потому время от времени требуются спазматически неотложные революции, которые сопровождаются кровью и все равно не поспевают за жизнью.

КАК СТИМУЛИРОВАТЬ ДУМЦЕВ?

Мы глубоко уверены, что в будущем партиям, движениям, отдельным личностям возможность войти в основной законодательный орган любой страны, в нашу Думу в том числе, должны давать НЕ финансовые и иные возможности механического набора голосов для участия в предвыборном марафоне, а только наличие четких программ, проектов, идей прогрессивного переустройства общества, этим же обществом признанных эффективными и реализуемыми с последующей строгой (главное - материальной) ответственностью каждого обещавшего за неисполнение обещаний.

Надежда на то, что новые члены новой Думы еще не слишком испорчены, что они как бы стерильны, очень мала. Да и не стерильность нужна, а искусство борьбы, но за общественно значимый результат, а не за себя. Лоббирование интересов разных групп, производств, партий, движений... зачастую интересов, противоположных общественным, - вот главная беда прошлых Дум.

Часто слышишь, что Дума неэкономна, что она много ест, что зарплата там больше министерской... Пусть она у них за десять тысяч, пусть на все про все это сотня миллионов. Но что это по сравнению с сотней миллиардов, на которые Дума наввела льгот и, надо надеяться, на не меньшую сумму наделала других дел! Нужны механизмы внутреннего стимулирования думской работы по единственно важному критерию - общественной полезности, и это в принципе сегодня вполне возможно, дело за доброй волей самих депутатов.

Стимулы могут делать чудеса. Недаром говорят: "Управлять - значит правильно стимулировать".

Это капиталистическая формула управления. С точностью до смысла она соответствует "первому принципу социализма", если взять его в правильном переводе: "Каждый по способности, каждому по результатам труда". Вопреки молитвам хора идеологов коммунизма ни план, ни кормчий не смогли управлять всем и вся. Слепая вера в эту идеологию лишила нас трезвого ума. Нам надо учиться создавать автоматически работающие государственные механизмы развития, экономические механизмы социально-экономического развития самих себя.

Между прочим, следует напомнить, что Ленин не раз и не два требовал от экономистов создать показатель развития социалистических предприятий (его "index-number"). Создать и ввести повсеместно. Может быть, занявшись саморазвитием под оком этого измерителя да под прессом настоящих крепких стимулов, мы бы не погрязли в болоте идеологической болтологии и не профукали бы прекрасную социалистическую идею, запугав теперь ею чуть ли не весь мир и испортив жизнь населению более чем на 1/6 части земной суши. А что делать сегодня?

КАК НЕ СТАТЬ ИМПОТЕНТОМ?

Говорят, для этого прежде всего надо знать, с кем и во имя чего продолжать свой род. Каждому из нас, стране в целом нужна настоящая национальная идея, через призму которой и надо бы рассматривать каждый наш шаг, законодательный в том числе. Вот она вкратце: примат общественного развития, социального и духовного - прежде всего. И прежде всего - принцип ненанесения вреда другому.

Нужен единый Закон, и не на одну Думу, а один на всех - и за ценой здесь стоять нельзя. Это должен быть Закон о полном возмещении ущерба от противообщественных действий и упущенной выгоды (эффекта). В сущности, речь идет о смене доктрины и соответственно всей концепции нашего судебного законодательства. Именно такой законопроект нами в Думе подготовлен.

...В соответствии с царствующими ныне повсеместно принципами так называемого РИМСКОГО ПРАВА судопроизводство включает следующую параллельно и последовательно проводившуюся процедуру: персонификация деяния - установление личности правонарушителя, преступника; идентификация правонарушения путем сопоставления (до буквы) с конкретной нормой права (это называется ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ) и лишь через нее - назначение заранее определенного наказания, чаще всего в виде лишения свободы. Все это существенно, на месяцы, удлиняет процедуру, многократно удорожая ее и катастрофически снижая эффективность наказания, переуплотняя до невозможности следственные изоляторы. Это первое. Но не главное.

Кроме того, концентрация уголовно-преступного элемента разной степени криминальности создает реальные предпосылки для "обмена" преступным опытом и углубления чувства озлобленности ко всему обществу. Не говоря уже о том, что лишение свободы для отбытия наказания для большинства оскорбительно, оно ущемляет права и свободы человека, унижает личность и, как правило, не достигает своих конечных целей: исправления, перевоспитания и профилактики противоправного поведения. Наконец, при этом практически никогда не компенсируется ущерб потерпевшему и уж совершенно никогда не возвращаются многократно большие затраты на делопроизводство - они прямо ложатся на плечи налогоплательщика.

Надо себе только представить: "благодаря" сотканной нами же правовой системе более двух тысяч лет, т.е. в сотнях поколений, люди воспитывались не на принципах ненанесения друг другу вреда, а на искусстве его скрывать, на умении не подпасть под какую-либо карающую статью закона, которых хотя и множество, но все же не бесконечность, и никакое экстенсивное законотворчество не способно поспевать за реально развивающимся обществом.

Речь идет о необходимости реализовать на практике в качестве единственного императива СОЦИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого из нас за любой наносимый другому ущерб.

Объявите о полном и безусловном изъятии любого ущерба - от загрязнения окружающей среды, от покуса собак, от пропавшей на день или на месяц зарплаты... и на наших глазах наша жизнь начнет становиться лучше, чище, человечнее... А наш парламент, если не затянет с принятием предлагаемого нами "Возвратного права", - намного эффективнее.

Что касается метрологии (определения, расчета) социально-экономического ущерба, то она уже вполне подготовлена для решения задач количественной оценки практически всех видов ущерба, с которыми может встретиться практика. Законотворческая - в том числе.

Принятая всеми народами, всеми сообществами на Земле, эта стратегия позволит нам в течение ближайших лет, в крайнем случае десятилетий, переориентировать человеческую психологию на абсолютно новый лад - лад взаимного ненанесения друг другу любого ущерба. Это будет началом спада межнациональной и религиозной розни, войн и конфликтов, становления совершенно новой, по-настоящему гуманной цивилизации на нашей планете.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
813
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
846
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
371
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
537

Другие новости