БЕЗЫДЕЙНОСТЬ выборов Думы. Во время думской кампании общество выбирало не политические программы, а между двумя основными группами элит - кремлевской и московской. Выиграли те, кто оказался профессиональнее, динамичнее, у кого больше ресурсов. Если москвичи не совершали чего-то, то не потому, что были нравственнее, а потому, что не умели либо не имели возможностей. Победили те, кого предпочло общество: московская "семья" грозила новыми потрясениями (неизбежными при переделе собственности), а кремлевская "семья" предлагала стабильность и мирную смену правящего режима.
Президентская кампания - выбор Новой России. Выборы президента неизбежно становятся выбором бытия в новом эоне - будет ли существовать Россия в следующем столетии и тысячелетии. Безыдейность думских выборов делает еще более актуальным формирование концепции Новой России в качестве предвыборной платформы кандидата в президенты.
Россия действительно подошла к рубежу нового исторического выбора, возможные альтернативы которого определены глубинными духовными тенденциями, которые обыкновенно сокрыты под калейдоскопом политической конъюнктуры. Каковы эти доминанты?
Российские национально-государственные архетипы. Каждый национально-государственный организм имеет свою духовную конституцию, определяющую его сущность и позволяющую ему самоидентифицироваться. Архетипы русского народа-государствообразователя наиболее явственно выражались в знаменитой триаде графа Уварова: православие, самодержавие, народность. Архаические термины не должны закрывать тот факт, что нация существует до тех пор, пока проявляются ее конституирующие свойства, неизменные веками. Например, экономический уклад к ним не относится: экономика может соответствовать уровню цивилизации либо, напротив, быть архаичной, может формироваться органично, а может насаждаться насильственно, но не она определяет то, что отличает российскую цивилизацию от всех прочих. Хотя может способствовать либо мешать национальному самоопределению.
На современном языке содержание того, что определяла уваровская формула, можно выразить так: духовность, государственность, патриотизм. Народ жив, пока сохраняются его специфические национальные, культурные, религиозные и нравственные традиции, которые проявляются в явных или скрытых формах, несмотря на глобальные общественные катаклизмы. Затем, русским свойственен инстинкт государственного самосохранения (ибо для русского народа российская государственность была формой исторического выживания), а также традиционные представления о форме государственной власти, которая в России не случайно всегда была единодержавной. И, наконец, десятки миллионов совершенно различных людей объединены общим чувством любви к Родине, привязанности к своей земле, невозможности существовать и самореализовываться вне атмосферы национальной культуры, что присуще большинству русских людей.
В здоровом народе национальные архетипы проявляются в органичной форме, в больном же они искажаются вплоть до противоположности: больная духовность - это идеократия, гипертрофированные государственнические притязания - это этатизм, агрессивный национализм - это шовинизм. В последнее время общество научилось различать: борьба с крайностями национализма не исключает, а предполагает здоровый патриотизм, борьба же с тоталитаризмом не должна доходить до самоубийственного разрушения государственности. Напротив, расчленение государства и угнетение национального достоинства государствообразующего народа вызывают агрессивную самозащиту, что создает социальную базу для экстремистских идеологий.
Авторитарный режим - запрос современности. Нам пришлось пережить десятилетие либерал-радикальных реформ, разрушающих государственные устои и подавляющих национальное достоинство русского большинства страны, что неизбежно порождает реакцию защиты, жесткость которой определяется степенью подавления. Игнорирование национальных архетипов было причиной многих исторических катастроф. Не хотелось бы вновь испытать на себе железную закономерность метаистории: чем больше разрушают враждебные или безответственные силы национально-государственный организм, тем в более агрессивной форме он восстанавливается. Так кроваво собрали Россию большевики после беспутства февралистов. Если в наше время Россия будет расчленена до уровня губерний, то единство страны восстановит жесткий фашиствующий режим.
На нынешнем этапе возродить страну может просвещенный авторитарный режим (Иван Ильин называл его национальной диктатурой). При таком режиме границы разрешенного будут значительно шире, но нарушение запретов будет караться более жестко, чем при позднем социализме. Национальный авторитаризм положит конец воровскому периоду российской истории и антигосударственным тенденциям либерал-большевизма последнего десятилетия. Это жесткая, но единственно возможная форма национального возрождения, ибо более мягкие варианты мы уже упустили.
Ощущая запросы времени, народ во имя самосохранения хочет сильной власти и ждет от нее восстановления государственности, традиционного жизненного уклада, свободы жизнепроявления, которая возможна только при чувстве сопричастности к своему великому и многострадальному отечеству. На волне объективных, хотя и не вполне осознанных духовно ориентирующих, государствосозидающих и патриотически обязывающих ожиданий общества и поднялись рейтинги и успехи Путина и "Единства".
На исторический вызов необходим идейный ответ. Общество явно не желает потрясений, но вместе с тем ждет от власти ответа на вопрос: куда она поведет страну? В обществе сложились и ожидания определенных действий власти: народ устал от перманентной революции XX века и на рубеже эпох стремится к возврату к органичным для себя формам жизни, к восстановлению собственной идентичности.
Возрождение национально-государственного организма начинается с восстановления исторической памяти и национального самосознания, что возвращает народ к самому себе: к органичной духовности, традиционной государственности и патриотическому жизнеощущению. На предстоящих выборах победит та политическая сила, которая сможет дать внятный и яркий ответ на общенациональный запрос и тем самым пробудит пассионарность (энергию жизни и борьбы) сначала в элитах, затем в обществе. Победит тот, кто провозгласит мобилизующую концепцию национального пробуждения и возрождения, ибо на сверхусилие народ способен только тогда, когда его возжигает сверхидеал.
Кто способен персонифицировать национальное пробуждение? Ошеломляющий успех Путина объясняется прежде всего тем, что ему поверил государственный инстинкт русского народа. Общество готово увидеть в нем национального лидера, при том что со стороны власти были сделаны только первые намеки на проявление государственной воли: в Чечне, на международной арене, в патриотической риторике. Если эти ожидания будут обмануты, звезда Путина скоро закатится.
Вместе с тем государственническая харизма Путина - необходимый, но недостаточный пассионарный ресурс для победы на президентских выборах. И карьера Путина, и профессиональные навыки, и его облик позволяют ему мобилизовать ресурсы власти и государственнические настроения в обществе. Но формирование этого человека проходило вне контекста подлинных национальных традиций, поэтому его сознание неизбежно заужено и лишено доступа к другим составляющим национальной доминанты: к традиционной русской духовности, прежде всего православию, к ощущению себя в масштабах тысячелетней Родины, к осознанию своей ответственности за Отечество земное перед Отечеством небесным. Понятно, что таково и большинство граждан страны, но национальный лидер должен обладать тем, что он может дать народу.
Конечно, Путин имеет возможность победить только на государственнической составляющей. Но перед ним выбор: быть очередным президентом периода стагнации или стать лидером русского прорыва, для чего необходима такая степень легитимности, которая дается только при абсолютной победе.
Духовную и патриотическую составляющую национальной идеи сейчас растаскивают политические силы, по природе своей чуждые ей. Многие доверились патриотической демагогии коммунистов и государственническому имиджу лидеров "Отечества". Оттянуть голоса религиозно и традиционалистски ориентированных людей может и должен кто-то помимо Путина.
Если всерьез делать ставку на победу Путина как лидера российского возрождения, то духовная ситуация эпохи ставит вопрос о его напарнике, который на выборах мог бы мобилизовать недостающий ресурс, сложить его во втором туре, привести к безусловной победе и разделить бремя власти. Таковым может быть только такой всероссийски известный общественный деятель, который по всем качествам и положению в обществе способен олицетворять духовное и нравственное пробуждение и оздоровление патриотического жизнеощущения народа.