В ядерном чемоданчике Владимира Путина лежат все атрибуты настоящей президентской власти. Фото АП |
В НОВОГОДНЕМ обращении к гражданам России и.о. президента Владимир Путин пообещал, что в стране "ни минуты, ни секунды" не будет вакуума власти. И слово свое сдержал. Вчера оба первых вице-премьера Николай Аксененко и Виктор Христенко лишились своих должностей. Николай Аксененко сохранил лишь пост главы МПС, а Виктор Христенко назначен простым вице-премьером. Единственным первым заместителем председателя правительства с сохранением прежнего поста стал министр финансов Михаил Касьянов. По словам Владимира Путина, Михаил Касьянов должен стать не "теневым руководителем, а легальным координатором правительства". В полк рядовых вице-премьеров также прибыл и глава МЧС Сергей Шойгу, который будет в том числе курировать деятельность Госкомсевера. Лишился своего кресла в связи с переходом на другую работу и управделами президента Павел Бородин - его кандидатуру на пост госсекретаря Союза России и Белоруссии предложил Владимир Путин. Кто придет на место Павла Бородина - пока неизвестно.
Отставка Николая Аксененко с поста первого вице-премьера, пожалуй, была самой прогнозируемой, несмотря на то, что, по некоторым данным, категорически против нее выступал глава президентской администрации Александр Волошин. Остальные же кадровые перестановки вызывают много вопросов, на которые пока не дают внятного ответа ни в Кремле, ни в Белом доме. И главный из них - как теперь распределятся полномочия между семью заместителями Владимира Путина как премьер-министра. Смогут ли сработаться два деятеля финансового блока Виктор Христенко и Михаил Касьянов, поменявшиеся ролями? Кому отойдет блок, связанный с реальной экономикой, которой занимался Николай Аксененко? Чем как вице-премьер займется Сергей Шойгу? Какие чрезвычайные ситуации он будет разрешать, замещая Владимира Путина?
Также пока никто не может поручиться, что вице-премьеры из прежних - Валентина Матвиенко и Виктор Щербак - сохранят свои посты. В Белом доме в отношении еще одного вице-премьера испытывают больший в сравнению с другими оптимизм. Но не исключают, что в Кремле не остановятся на произведенных вчера кадровых перестановках. Видимо, теперь дело за министрами. И если действительно замены на министерском уровне будут произведены, то скорее всего в здании на Краснопресненской набережной появятся совершенно новые люди.
Первый же день нового года Путин встретил на работе - в ночь с 31 декабря на 1 января он прибыл в недавно освобожденный от боевиков город Гудермес и наградил военных, отличившихся при проведении антитеррористической операции в Чечне. Безусловно, это был сильный ход. Во-первых, граждане, уже привыкшие к недееспособному президенту, были приятно удивлены, что новый руководитель страны государственные интересы ставит выше личных, а во-вторых, Владимир Путин еще раз продемонстрировал армии свое твердое желание довести операцию в Чечне до конца. В последние дни в связи с заменой генералов Трошева и Шаманова и временной приостановкой боев в Грозном появились слухи о возможном сворачивании контртеррористической операции в Чечне, однако такой вариант развития событий представляется маловероятным. Все-таки Путина еще не избрали главой государства, а его высочайший президентский рейтинг во многом создавался под влиянием чеченской войны. Тем более что такой мощный фактор, как политическое и экономическое давление Запада на Россию из-за операции в Чечне, после перехода президентских обязанностей к Путину как-то мало давал о себе знать, во всяком случае, ведущие зарубежные издания первые полосы событиям на Северном Кавказе не отдавали.
Четверо из "кадровых героев" вчерашнего дня. Вперед шагнули Михаил Касьянов (стал первым вице- премьером) и Сергей Шойгу (поднялся до вице-премьера). Потеряли Виктор Христенко (разжалован в "просто" вице-премьеры) и Николай Аксененко (опять стал обычным министром). |
И это вполне понятно. Главное, что сейчас интересует политиков во всем мире, - кто такой Путин и как он будет себя вести. Не случайно первым из глав иностранных государств, с кем Путин пообщался в ранге и.о. президента, был американский лидер Билл Клинтон - телефонный разговор с ним состоялся еще 31 декабря. За минувшие десять дней Владимир Путин успел переговорить с президентами Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Азербайджана. Первым серьезным документом, который Владимир Путин подписал в новом качестве, стал федеральный закон о ратификации российско-белорусского договора о создании Союзного государства. О том, что для Путина взаимоотношения с бывшими советскими республиками первостепенны, говорит и подписание им законов о ратификации соглашений между РФ, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства и о ратификации соглашений между РФ и Казахстаном, а также между Россией и Украиной о поощрении и взаимной защите инвестиций. Вместе с тем и.о. президента успел за эти десять дней отклонить семь законопроектов, одобренных Госдумой и Советом Федерации.
Из других серьезных документов, подписанных и.о. президента, следует выделить указ о внесении изменений в концепцию национальной безопасности России. По словам секретаря Совета безопасности РФ Сергея Иванова, изменения коснулись нескольких направлений обеспечения национальной безопасности, в частности, "совершенно по-новому" рассматривается проблема терроризма, а также проблема организованной преступности трактуется уже не как чисто уголовная, а как политическая.
Определенный интерес представляет круг лиц, с которыми Владимир Путин встречался за эти десять дней своего президентства. Едва ли не первым его собеседником в Кремле в новом году стал вице-премьер, полпред правительства РФ в Чечне Николай Кошман. Судя по имеющейся информации, премьер детально интересовался ходом восстановительных работ в этой северокавказской республике и дал в этой связи Николаю Кошману конкретные поручения. Другим собеседником и.о. президента, также напрямую связанным с чеченским узлом, стал президент Ингушетии Руслан Аушев. Любопытно, что после своей встречи с Путиным Аушев вопреки обыкновению не рассказывал журналистам о чудовищном положении, в котором оказалась Ингушетия из-за наплыва беженцев из Чечни, а напротив, заявил, что "ежедневно количество беженцев, убывающих в Чечню, значительно превышает количество беженцев, прибывающих в Ингушетию".
Что касается политических встреч, то, не считая личных бесед в Кремле с отдельными губернаторами, наиболее важным было общение Путина с лидерами фракций, партий и блоков Госдумы второго и третьего созывов. В этой встрече обращают на себя внимание два интересных момента. Во-первых, Путин, со слов участника встречи Владимира Рыжкова, открыто заявил о своем
желании "прямо и лично участвовать в консультациях (по формированию структуры Госдумы) или по крайней мере быть в курсе происходящего". Во-вторых, и.о. президента "договорился" с партийными лидерами "принять необходимые меры, чтобы кампания по выборам президента проходила исключительно в рамках закона, была предельно чистой, без компроматов, и всем участникам должны быть предоставлены равные условия".
На встрече с лидерами партий и фракций Владимир Путин сделал и другое важное заявление, касающееся его "преемственности". "Нам бы очень хотелось, чтобы эта преемственность была сохранена. Вместе с тем хочу отметить, что эта преемственность должна присутствовать только там, где она помогает в работе. Преемственность - не значит слепое следование всему тому, что было в прошлом. То, что нам мешало, должно быть оставлено за порогом 2000 года. Мы возьмем из прошлого все, что нам помогало, и это должно быть приумножено и развито", - отметил и.о. президента.
Одна из черт Владимира Путина, которая по-настоящему удивляет, - его набожность. Если Борис Ельцин ранее посещал церковь из протокольной необходимости и явно мало что понимал в религиозных церемониях, то Путин ходит в храмы регулярно и, очевидно, прекрасно знает, что там за чем должно следовать. В поздравлении Владимира Путина по случаю праздника Рождества Христова, в частности, говорится: "Православие традиционно играло в истории России особую роль. Оно было не только нравственным мерилом для каждого верующего, но и несгибаемым духовным стержнем всего народа и государства". Отношение Путина к православию вполне вписывается в заявленную им недавно идеологию либерал-державника.
В эти дни комитеты по организации предвыборной кампании Владимира Путина в регионах растут как грибы после дождя. А инициативная группа избирателей Санкт-Петербурга выдвинула 6 января Владимира Путина кандидатом в президенты России. По имеющейся информации, пока точно решили принять участие в президентских выборах помимо Путина только Зюганов, Явлинский и Жириновский. Вместе с тем шансы обойти Путина за оставшиеся два с половиной месяца у них практически отсутствуют. Как заявил на днях Григорий Явлинский, говорить о соперничестве с Владимиром Путиным на досрочных выборах главы государства "несерьезно". Это же понимают и вчерашние противники Кремля - о поддержке на выборах кандидатуры Путина уже заявили и Шаймиев, и Рахимов. Так что, если Евгений Примаков и решит, как он утверждал ранее, баллотироваться в президенты, он сможет ожидать поддержки разве что только от Москвы. Однако и это сомнительно, потому что Юрию Лужкову вести в одиночку "войну" с Кремлем явно не с руки. Это дает Владимиру Путину реальные шансы избраться президентом уже 26 марта.
* * *
КОНОМИЧЕСКИЙ старт Владимира Путина в качестве и.о. президента пока заключается только в заявлениях о намерениях. Самыми значимыми из них являются, пожалуй, следующие. Во-первых, и.о. главы государства высказался за введение обязательной продажи экспортерами 100% валютной выручки. В правительстве уже собираются рассмотреть данный законопроект и "пропустить" его через Думу. Во-вторых, и.о. президента пришел к выводу, что ставку рефинансирования нужно понизить. Последний раз на незначительное - пятипроцентное снижение власти решились полгода назад. К подобным заключениям Владимир Путин пришел не без помощи главы Центробанка Виктора Геращенко, с которым он встречался в Кремле.
Снижение ставки рефинансирования, безусловно, играет на руку реальному сектору - дешевеют банковские кредиты для промышленности. Важен также и психологический эффект данной меры. Ведь когда правительство решается на снижение ставки, это означает, что у власти позитивные прогнозы на будущее. А это хороший знак как для российских, так и для иностранных инвесторов. Следовательно, должен начаться рост на фондовом рынке.
С другой стороны, излишне резкое снижение ставки рефинансирования может привести к "удешевлению" денег и инфляции, что в нынешних условиях - непозволительная роскошь для экономики.
Несколько по-иному обстоят дела с предполагаемой 100-процентной продажей экспортерами валютной выручки. Подобные попытки предпринимал осенью 1998 г. кабинет Евгения Примакова. Проводником этой идеи выступил тогда первый заместитель главы правительства Юрий Маслюков. Но шквал критики был настолько велик, что правительство, дабы избежать обвинений в попытках вернуть страну к экономическим механизмам, действовавшим во времена Советского Союза, в стремлении отменить свободное хождение доллара по России, не решилось ограничить экспортеров в праве владеть сначала половиной, а потом - четвертой частью выручки в валюте. Хотя экономические условия после кризиса 17 августа вполне позволяли это сделать. Валютные резервы страны таяли практически на глазах: в конце августа - начале сентября в неделю на валютные интервенции уходило 300-400 млн. долл. Так что дополнительные источники долларов на валютном рынке от экспортеров выглядели бы вполне оправданно и позволили бы не только сохранить, но и начать увеличение золотовалютных резервов.
Сейчас несколько иная ситуация. Объем золотовалютных резервов постоянно растет и достиг уже отметки 12,5 млрд. долл. Единственное, чем может быть оправдана эта мера в отношении экспортеров (скажем прямо, антирыночная, но усиливающая контроль за спросом и предложением на валютном рынке), - подготовкой правительства к жизни без западной финансовой помощи. В первом квартале Россия должна погасить около 3 млрд. долл. по иностранным кредитам. А без кредитов МВФ на рефинансирование российского долга самому Фонду - это серьезный удар по золотовалютным резервам и, следовательно, по курсу рубля. С введением же обязательной продажи экспортерами 100% валютной выручки количество валюты у Центробанка возрастет. Если к этому добавить повышение экспортных пошлин на нефть и введение вывозных пошлин на газ, осуществленные в конце прошлого года, то ТЭК весьма существенно пополнит запасы валюты в стране.
Другое дело, понравится ли это ТЭКу. Закупки оборудования компании производят в основном за рубежом за валюту, плата за транзит нефти по территории иностранных государств осуществляется также не в рублях. И отдавать всю заработанную валюту по одному курсу, а затем закупать ее же, но по более дорогой цене экспортерам нет никакого резона. Ведь всегда найдутся способы, чтобы оставлять часть денег за рубежом. К тому же еще неизвестно, как отнесутся к введению 100-процентной продажи экспортерами валютной выручки в Госдуме, без согласия которой этого не произойдет - лоббистов от ТЭКа в нижней палате парламента достаточно.