МЫ ЖИВЕМ в мире, где ни один человек и ни одно государство не существуют в изоляции. Мы все в одно и то же время являемся членами наших общин и всего мира в целом. Народы и культуры переплетаются все теснее. Одни и те же изобразительные средства выражения, будь то на киноэкране или на экране компьютерного монитора, узнаваемы от Берлина до Бангалора. Мы все являемся потребителями в одной и той же глобальной экономической системе. Все мы испытываем влияние одних и тех же политических, социальных и технологических перемен. Такие проблемы, как загрязнение окружающей среды, организованная преступность, распространение смертоносного оружия, фактически не останавливаются перед государственными границами. Они являются "проблемами без паспортов", а значит, нашими общими врагами. Мы все связаны и взаимозависимы.
Многое из того, о чем мы говорим, не ново: веками люди на Земле жили в тесном взаимодействии. Но сегодняшняя "глобализация" - совершенно иное явление. Она происходит значительно быстрее. Ее приводят в действие другие механизмы, например, такие, как Интернет. И управляют ею иные правила либо - во многих случаях - никакие правила вообще. Глобализация предоставляет нам широкий выбор и открывает новые возможности для процветания. Она позволяет нам лучше познавать разнообразие мира. Однако миллионы людей во всем мире воспринимают глобализацию не как инструмент прогресса, а как разрушительную силу, подобную урагану и способную погубить жизнь, работу и традиции. Для многих людей характерно горячее желание воспрепятствовать этому процессу и прибегнуть к призрачному успокоению в лице национализма, фундаментализма и других "измов".
Перед лицом как потенциального блага глобализации, так и связанных с нею рисков, ввиду продолжающихся жестоких конфликтов, в которых гражданское население становится главной жертвой, перед лицом глубоко укоренившихся нищеты и несправедливости мы должны быть способны четко определить те области приложения усилий, где для защиты глобальных интересов необходимы коллективные действия. Местные общины имеют в своем распоряжении управления по борьбе с пожарами, муниципальные службы и городские советы. У государств есть законодательная власть и судебная система. Но в сегодняшнем взаимозависимом мире институты и механизмы, которые можно использовать для глобальных действий, не говоря уже о нашем общем понимании единой глобальной судьбы, находятся в зачаточном состоянии. Настало время дать более конкретное определение понятию "международное сообщество".
Из чего состоит международное сообщество? Что связывает его воедино? Для некоторых это вера. Для других - отстаивание какой-либо идеи, например, идеи демократии. Одни общины однородны, в других сосуществуют несколько культур. Некоторые из них небольшие, как, например, школы и деревни, другие громадны и имеют масштабы континентов. Конечно, сегодня все больше общин имеют "виртуальный" характер: они открывают и пропагандируют свои общие ценности посредством новейших коммуникационных и информационных технологий.
Что делает нас международным сообществом? В самом широком понимании это разделяемое всеми представление о лучшем мире для всех людей, как, например, изложено в Уставе ООН. Мы все испытываем чувство беззащитности перед лицом глобального потепления и угрозы распространения оружия массового уничтожения. Существуют определенные рамки международного права, договоров и конвенций о правах человека. Вместе с тем есть наше понимание возможностей для всех, благодаря которым мы создали общие рынки и совместные институты, такие, как ООН. Вместе мы сильнее.
Некоторые утверждают, что международное сообщество - не более чем фантазия. Другие говорят, что это слишком уж "растяжимая" концепция, чтобы иметь реальное наполнение. И, наконец, третьи считают, что это всего лишь удобное средство, чтобы демонстрировать его в крайних случаях либо когда необходимо найти виновника бездействия. Некоторые полагают, что не существует международно признанных норм, установок или опасностей, которые могли бы послужить фундаментом для такого сообщества. В авторских статьях привычно ссылаются на "так называемое" международное сообщество, в колонках новостей это понятие зачастую помещается в кавычки, как будто ему все еще не присуща увесистость реального факта. Я думаю, эти скептики неправы. Международное сообщество действительно существует. У него есть адрес. И у него есть реальные достижения, которыми можно гордиться.
Когда правительства, побуждаемые гражданским обществом, объединяют усилия, с тем чтобы утвердить статус, знаменующий создание Международного уголовного суда, - это является примером работы международного сообщества во имя верховенства закона. Когда мы становимся свидетелями щедрой международной помощи жертвам землетрясений в Турции и Греции - при этом большая часть этой помощи поступает из стран, которых не связывает с Турцией и Грецией почти ничего, кроме чувства человеческого сострадания, - это пример того, что международное сообщество движимо гуманитарным импульсом. Когда люди совместными усилиями оказывают давление на правительства с тем, чтобы те облегчили сокрушительное долговое бремя беднейших стран мира, - это пример решительных действий международного сообщества в интересах развития. Когда общественное сознание, глубоко возмущенное кровавой мясорубкой как следствием применения противопехотных мин, обязывает правительства принять конвенцию, запрещающую это смертоносное оружие, - это пример стремления международного сообщества к обеспечению коллективной безопасности.
Есть множество других примеров решительных действий международного сообщества - от Восточного Тимора до Косово. Но есть и значительные упущения. Слишком часто международное сообщество не делает того, что нужно. Ему не удалось предотвратить геноцид в Руанде. Слишком долго, демонстрируя слабость и колебания, оно реагировало на ужасы этнических чисток в бывшей Югославии. В Восточном Тиморе оно перешло к решительным действиям слишком поздно, чтобы спасти сотни жизней и тысячи домов от бесчинств и разрушения. Международное сообщество не предприняло достаточных усилий, чтобы помочь Африке именно сейчас, когда этот континент как никогда нуждается в его помощи и когда это было бы выгодно для всех. Одновременно оно допускает, что около трех миллиардов человек - почти половина всего человечества - вынуждены влачить существование на два доллара либо даже меньшую сумму в день в мире, где есть и беспрецедентный уровень благополучия. Не всегда члены международного сообщества эффективно действуют сообща в достижении единой цели. Однако они могут и должны так действовать.
На протяжении большей части нашего столетия система международных отношений была основана на разделительных линиях и жестком геополитическом расчете. В грядущем веке мы можем и должны улучшить эту систему. Я ни в коей мере не утверждаю, что эра полной гармонии находится в пределах досягаемости. Конечно, интересы и идеи всегда будут сталкиваться. Но мы можем в чем-то выправить удручающие результаты уходящего столетия. Международное сообщество - это "продолжающаяся работа". С ходом времени укрепилось множество нитей сотрудничества. Теперь мы должны вшить их в прочную ткань сообщества - международного сообщества эры интернационализма.
Нью-Йорк